Третья стадия

Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Приемы на стадии рефлексии: «Эссе», «Рафт», «Диаманта», «Синквейн», «Хокку» (Хайку), Бортовой журнал, «Двухчастный дневник», «Трёхчастный дневник», «Шесть шляп мышления».

Например, прием «Синквейн». В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам: в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы). Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой). Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Например, в конце урока можно предложить ребятам составить «Синквейн» на тему «Словарные слова»

  • Каникулы
  • Весенние, летние…
  • Отдыхать, гулять, рисовать….
  • Перерывы в занятиях в учебных заведениях в течение учебного года….
  • Отдых

Прием «Написание задания – эссе». Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации.

Интересно
Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. Прием «Шесть шляп критического мышления» Этот прием обычно используется на стадии обобщения и систематизации т.е. на стадии рефлексии.

Суть приема состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа «примеряет свою шляпу», высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему. «Белая шляпа» – статистическая (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения). «Желтая шляпа» – положительная (высказываются положительные моменты).

«Черная шляпа» – негативная (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме). «Синяя шляпа» – аналитическая (проводится анализ: группа отвечает на вопросы: Почему?, Зачем?, Связи?). «Зеленая шляпа» – творческая (можно высказывать самые «бредовые» идеи и предположения). «Красная шляпа» – эмоциональная (группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом).

Применение технологии «Развитие критического мышления» на уроках:

  • способствует активизации мышления, повышает мотивацию; заставляет учеников учиться осмысленно.
  • способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;
  • учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;
  • способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;
  • навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности учащихся.

Любой прием, используемый в технологии ТКРМ должен выполняться правильно и иметь логическое завершение. На стадии «вызов» тему формулировать должны дети. На протяжении всего урока учитель – координатор. На стадии «рефлексии» необходимо делать переход к изучению следующей теме.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)