Русский язык как учебный предмет в начальных классах

Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями. Язык выполняет много функций (ученые выделяют до 25 функций языка и его единиц), однако основные функции языка, главное его назначение – быть средством общения людей (коммуникативная), средством оформления и выражения мысли (мыслеформирующая), средством выражения чувств, настроений (эмоциональная), средством создания прекрасного (эстетическая).

Сущность и структурные компоненты языкового образования младшего школьника. Сущность языкового образования младшего школьника.

В последнее десятилетие существенно изменилось обучение в школе родному (русскому) языку, в частности,

  • усилилась личностно развивающая функция языка;
  • все более четко выраженной становится коммуникативноречевая направленность.

Поэтому и сама категория «языковое образование» расширяет свое содержание и требует уточнения.
С одной стороны, рассматривать ее как лингвометодическую категорию с присущими ей дидактическими признаками; с другой – подойти к ней в русле современной трактовки «языковой личности» и рассматривать языковое образования с точки зрения готовности ученика к полноценной речевой деятельности.

Оба аспекта не противоречат друг другу, а, напротив, взаимодействуют. Языковое образование как категория лингвометодическая представляет собой процесс и результат познавательной деятельности, направленный на усвоение основ теории языка в целях коммуникации, на речевое, умственное и эстетическое развитие, на овладение культурой народа – носителя данного языка.

При этом стало традицией, характеризуя языковое образование как процесс, выделять цели обучения, содержание, методы обучения, организационные формы, методические условия.

Интересно
Если характеризовать языковое образование как результат учебно-познавательной деятельности, то под ним, по всей вероятности, следует понимать определенный уровень владения языком, который определяется совокупностью показателей и, в частности, готовностью учащихся решать практические задачи (грамматические, орфографические, лексико-стилистические, коммуникативные и т.д.) в учебных ситуациях и применять знания по языку в жизненных условиях речевого общения.

Таким образом, языковое образование младшего школьника – это процесс и результат познавательной деятельности, направленной на овладение языком и речью, на развитие и становление ученика как личности. Уровень языкового образования – это уровень готовности младшего школьника к полноценной речевой деятельности в устной и письменной форме.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)