Лингвистические основы современных подходов обучения русскому языку в начальной школе

Язык – это явление социальное, вне социальных отношений им овладеть невозможно и роль языка в жизни общества и каждого человека, является всеобъемлющей. Язык – это средство нравственного, умственного и речевого развития человека.

Интересно
В процессе овладения родным языком, происходит становление ребенка как личности, растет его самосознание приобщение к культурным ценностям общества, освоение социального пространства. Со времени педагогов-гуманистов Л.Н. Толстого, К.Д Ушинского никогда не утихала методическая мысль педагогов, озабоченных воспитанием подрастающих поколений в любви к родному слову. «Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе и развивать духовные способности учащихся Таким образом, в самом предмете преподавания, в языке отечественном, находим мы необходимость педагогической методы…» – писал в своих трудах Ф.И. Буслаев, великий русский ученый, филолог и методист.

Общеизвестно, что ориентиры языкового образования школьников определяет уровень развития общества. С введением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения изменились цели обучения русскому языку: «В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели. Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся.

Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека».

С изменением целей существенно изменились подходы к обучению родному (русскому) языку в школе: усилилась личностно развивающая функция языка, все более четко выраженной становится коммуникативно-речевая направленность, реализация языкового образования и речевого развития сливаются в единый процесс, происходит переориентация процесса обучения русскому языку на практическое владение культурно-речевыми нормами общения.

Для реализации данных целей необходима научная лингвистическая база, создаваемая учеными-языковедами со времени начала изучения русского языка. Теоретические обобщения в области фонетики, графики, орфографии лежат в основе методики обучения грамоте и правописанию; грамматические теории (о частях речи, словосочетании, предложении) являются базой для методики обучения грамматике; на лексику, теорию текста и другие дисциплины, изучающие речь, опирается методика развития речи. Все вместе они составляют лингвистические основы методики обучения русскому языку.

Лингвистические теории являются фундаментом для создаваемых методических систем. Как не может стоять дом без фундамента, так не может надежно служить методика, не опирающаяся на прочные лингвистические опоры

Однако, в науке о языке на многие вопросы существуют различные точки зрения, и методика, руководствуясь конкретными задачами обучения, в соответствии с их пониманием на данном этапе должна выбрать ту из них, которая в большей мере соответствует этим задачам.

На том или ином этапе развития науки может происходить смена исходных лингвистических платформ, что обычно ведет к значительной перестройке всей методической системы. Причем принято считать, что лингвистика влияет только на содержание обучения, т. е. только на решение вопросов о том, чему учить, как трактовать то или иное понятие, языковое явление. Но это не так. Смена лингвистической концепции обязательно сказывается на всей организации обучения: на его содержании, на используемых приемах работы, на видах упражнений.

Убедительным примером тому может служить постепенно происходящее обновление системы обучения орфографии. Еще в 60-70-е прошлого века харьковскими психологами В. В. Репкиным и П. С. Жедек была разработана программа и созданы учебники (начиная с букваря), в которых последовательно реализовалась идея обучения орфографии на теоретической основе Результаты, полученные в ходе эксперимента, убедительно свидетельствовали об эффективности предлагавшейся системы обучения.

Достаточно сказать, что в первых классах к концу учебного года достигалась стопроцентная орфографическая зоркость учащихся, а впоследствии, к 6 классу, обеспечивалась орфографическая грамотность, значительно более высокая, чем в массовых школах. К сожалению, до сегодняшних дней не получили достаточного распространения в учебниках по русскому языку для начальной школы идеи, заложенные в экспериментальной методической системе В. В. Репкина и П. С. Жедек.

Выдвижение в качестве ведущего принципа русской орфографии фонематического, а не морфологического, как было принято, в значительной мере должно было изменить всю систему обучения орфографии.

Например, до сравнительно недавнего времени все школьные учебники опирались на морфологический принцип русской орфографии, который гласит: морфема сохраняет единое написание независимо от произношения. Иначе говоря, например, в корне -вод- гласный звук должен быть обозначен буквой о независимо от того, как он произносится в разных фонетических позициях: в[а]да, в[ъ]дяной, в[о]ды. Это абсолютно верное утверждение, но только с позиции морфологического принципа написания слов.

Но на вопрос, почему так происходит, почему морфема сохраняет единое написание – невозможно было ответить, пока учеными лингвистами не был открыт еще один принцип русской орфографии – фонематический. Переход на другой уровень языка – на уровень фонемы (фонема – это ряд позиционно чередующихся звуков) – позволил лингвистам получить нужные объяснения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)