Знаково символическое восприятие учащимися элементов языка

Язык, которым пользуется человек в повседневном общении, является не только исторически сложившейся формой культуры, объединяющей человеческое общество, но и сложной знаковой системой. Понимание знаковых свойств языка необходимо для того, чтобы лучше представлять себе устройство языка и правила его употребления.

Важнейшая функция языка – быть средством общения – успешно реализуется благодаря тому, что язык представляет собой особую систему знаков, посредством которых осуществляется языковое общение между людьми

Слово – это «основная структурно-семантическая единица языка», и как единица языковой системы оно «имеет определённую структуру» т.е. состоит из морфем – одной или нескольких. Поскольку оно, в свою очередь, состоит из кратчайших значимых единиц – морфем. Так, в составе слова простудился (про-студ-и-л–ся) можно выделить приставку про-, выражающую идею проникновения насквозь, корень -студ-, выражающий идею холода, суффикс -и-, свидетельствующий о принадлежности данной формы к прошедшему времени или инфинитиву, суффикс -л-, выражающий значение прошедшего времени, значимое отсутствие окончаний -а или -о (или, как принято говорить, нулевое окончание), выражающее значение мужского рода (в противном случае было бы простудилась или простудилось), и, наконец, возвратный суффикс -ся, выражающий идею направленности действия на самого его производителя.

Морфемам, как установлено многочисленными лингвистическими исследованиями, свойственно семантико-словообразовательное и грамматическое значения. Лексическое значение слова «создается» путем взаимодействия и слияния в единое целое значений, присущих отдельным морфемам, составляющим данное слово. Особая роль принадлежит корню как смысловому ядру, дающему семантическую общность однокоренных слов.

Нетрудно заметить, что знак является двусторонней единицей: он состоит из материального объекта и передаваемого с помощью этого объекта содержания. При этом материальную сторону знака обычно именуют планом выражения (либо, иначе, формой, или означающим) знака, а выражаемое этим знаком содержание – планом содержания (либо содержанием, или означаемым) знака

Интересно
Знак представляет собой заменитель предмета в целях общения, знак позволяет говорящему вызвать в сознании собеседника образ предмета или понятия. Знаково-символическое развитие ребенка происходит, прежде всего, в ходе усвоения родного языка, когда пространство ребенка удваивается: наряду с предметным миром вещей он знакомится с их вербальным обозначением. Язык – это не просто средство общения между людьми, а такое средство, которое состоит из языковых знаков, основными из которых являются: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение.

Следовательно, познание родного языка младшими школьниками как знаковой системы предполагает освоение ими как плана выражения (формы), так и плана содержания (смысла) каждого языкового знака, в данном случае – морфемы. Ученые-методисты констатируют, что качественный процесс освоения русского языка в начальной школе невозможен без знания структуры слова и сформированного умения быстрого морфемного анализа. Правильное нахождение морфем предупреждает многие орфографические ошибки в письменных работах.

Лексическое значение многих слов устанавливается по их составу. Понимание семантического значения морфем в слове способствует формированию точной и правильной речи.

Кроме того, освоение морфемного состава слова способствует формированию важнейших интеллектуальных умений: выделять части целого (нахождение значимых частей слова – морфем); сопоставлять и сравнивать (установление различий в морфемном составе нескольких слов); абстрагировать (определение значений приставок и суффиксов вне конкретного слова); синтезировать (составление слова из разрозненных частей) и т.д.

Изучение морфемики и словообразования в школе традиционно являлось одной из самых формализованных сторон анализа устройства языка, поскольку сводилось к механическому выделению структурных компонентов слова.

В последние годы возрос интерес учёных-методистов и учителейпрактиков к проблемам обучения морфемному анализу слова учащихся. Авторами предлагаются задания и упражнения, способствующие не только пониманию учащимися лексического значения слова, но и развитию осознанного понимания внутренней стороны морфемы – ее значения. Изучение состава слова, частей речи сопровождается пристальным вниманием к значению языковых единиц и их функции в речи, к проблеме выбора более удачного слова, формы слова, суффикса, приставки.

В программу младших классов входит знакомство с основными понятиями морфемики и морфемный анализ слов.
Усилению семантического аспекта в изучении слова, повышению уровня осознанности усвоения структуры слова, словообразовательных процессов в языке способствует многообразная, многоаспектная работа, направленная на активизацию у учащихся морфемного канала восприятия слова. Учеными установлено, что этот канал включается в нестандартной речевой ситуации, в которой требуется понять незнакомое слово, опираясь на его морфемное строение. Поэтому необходимо повышенное внимание к структурно-семантическому анализу слова.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)