Проектирование урока русского языка в процессе разработки его технологической карты

Этот процесс включает в себя:

  • определение темы урока и усваиваемых понятий;
  • осмысление и формулировку целей и результатов урока;
  • проектирование и указание технологии, методов, приемов;
  • определение типа урока и проектирование его этапов;
  • подробную характеристику технологии обучения на каждом этапе проектируемого урока При проектировании урока на основе технологической карты учитель руководствуется следующими требованиями к уроку:
  • цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику;
  •  учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание,
    находить причины затруднений и т.п.);
  • используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;
  • учитель опирается на технологию диалога, обучает учащихся ставить вопросы;
  • эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески;
  • на уроке происходит специальное формирование контрольнооценочной деятельности у обучающихся;
  • учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает его минимальные успехи; специально планирует коммуникативные задачи урока;
  •  принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения;
  • стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта;
  • на уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).

Определение темы урока и усваиваемых понятий

При определении и формулировании темы урока студенту следует обратиться к учебнику по русскому языку или «Тематическому планированию», которое дается в «Примерной программе по русскому языку» или методических рекомендациях авторов УМК.

(Работающий учитель обращается к «Тематическому планированию» в «Рабочей программе» курса, которая составляется самим учителем.)

Важным моментом при осмыслении темы урока является определение ее места в общей структуре курса.

Чтобы обеспечить преемственность рассматриваемых на уроке вопросов, при работе над темой следует определить следующие группы понятий:

  • понятия, которые станут объектом усвоения на данном уроке;
  • понятия, на которые опирается урок (ретроспективный взгляд);
  • понятия, которые будут использованы в дальнейшем (перспективный взгляд).

Осмысление и формулировка целей и результатов урока

Интересно
Под целью урока понимают «заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока». Выделяют триединую цель урока, отражая в ней аспекты образовательного процесса: образовательный, воспитательный и
развивающий.

Согласно традиции, содержание указанной триединой цели определяют следующим образом. Познавательную (обучающую) цель характеризуют как овладение учащимися системой знаний, практических умений и навыков по предмету.

Воспитательную цель уроков русского языка связывают с формированием познавательного интереса и увлеченности языком, уважения и ценностного отношения к нему, развитием  положительных личностных качеств учащегося, его творчества, становлением и развитием нравственных, мировоззренческих устоев личности, формированием эстетических, этических представлений.

Развивающую цель определяют как развитие культуры общения и речи (в современной терминологии – развитие коммуникативной компетенции), логического и образного мышления.

В связи с принятием ФГОС НОО подход к определению целей урока изменился. Цели должны быть ориентированы на три группы результатов обучения: личностные, метапредметные, предметные.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)