Технология развития критического мышления

Стандарты второго поколения разработаны с учетом принятого международным сообществом современного понимания состава и содержания результатов образования выпускников школы. Поэтому требования стандарта ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в когнитивной области в рамках отдельных предметов, но и на результаты освоения межпредметных учебных умений, универсальных учебных действий, а также личностные результаты.

Для достижения личностных результатов важным компонентом развития школьников считается формирование критического мышления. Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности.


По поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок. Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение,
вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание как в стандартной, так и нестандартной ситуации.

Ведущим направлением деятельности в критическом мышлении становится поиск оптимальных путей решения поставленной задачи с привлечением уже известных знаний умений и навыков, а также поиск недостающего для решения знания и умения.
Разработчики «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМ) – американские ученые Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стилл, Дона Огл. В России технология осваивается с 1997 года.

Интересно

Думать критически это: проявлять любознательность, использовать исследовательские методы, ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов, вскрывать причины и последствия фактов, сомневаться в общепринятых истинах, вырабатывать свою точку зрения и способность отстоять ее логическими доводами; внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.

Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Роль учителя в ТРКМ заключается в создании условий для деятельности учащихся: он сталкивает различные суждения; направляет усилия учеников в определенное русло; побуждает к принятию самостоятельных решений; дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы; подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

Преимущества технологии критического мышления: заключаются в повышении эффективности восприятия информации; повышении интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; в формировании умения критически мыслить, умения ответственно относиться к собственному образованию; умения работать в сотрудничестве с другими; в повышении качества образования учеников; желании и умении стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.

Базовая модель технологии состоит из трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме; затем познакомиться с новой информацией; потом подумать, для чего тебе понадобятся, полученные знания и как ты их можешь применить.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)