Учебное сотрудничество ребенка и взрослого

Сотрудничество, взаимодействие с другим человеком – это единственный способ освоения, присвоения культуры. Но культура многоуровнева, разнородна. И столь же разнородны формы сотрудничества, погружаясь в которые ребенок осваивает различные слои культуры.

Наиболее точно отношение культурного содержания, подлежащего освоению, и формы сотрудничества, к которой это содержание передается новым поколениям, сформулировал Л.С. Выготский: «Новый тип обобщения требует нового типа общения»

Интересно
Учебное сотрудничество ребёнка и взрослого
В школе ребенку впервые в его жизни предлагается освоить систематическое научное знание. Следовательно, школьник должен быть включен в новые формы сотрудничества со взрослым, а иначе это знание не будет присвоено.

Очевидно, что и непосредственно-эмоциональная, и предметноделовая, и игровая формы сотрудничества составляют реальную основу общей жизни и совместной работы учителя с классом и обязательно должны присутствовать на уроке. Способность к усвоению системы теоретических знаний является психическим новообразованием младшего школьного возраста и складывается в специфическом для этого возраста учебном сотрудничестве.

Учебное сотрудничество направлено на общие для всех людей способы мышления и действия, а не на уникальную неповторимость каждого человека. В этом, а не в количестве улыбок и ласки его отличие от непосредственно-эмоционального общения. Учебное сотрудничество направлено на результат, а результатом его являются новые способы действия, освоенные ребенком.

В деловой результативности, а не в «серьезности» главное отличие учебного сотрудничества от игрового, цели которого лежат в самом процессе игры. Наиграться – значит получить удовольствие, научиться – значит приобрести новые знания, умения, способности. Ясно, что во время занятий в классе учитель опирается не только на чисто учебное (понятийное) содержание, но и на личностноэмоциональное общение, на предметно-манипулятивную деятельность.

Поэтому на уроке есть место всем формам сотрудничества детей со взрослым. Более того, ни одна из детских форм сотрудничества не должна умирать на протяжении всей человеческой жизни, и учитель лишь в том случае сможет развить ребенка, если использует все достижения дошкольного развития, если налаживает с детьми все формы сотрудничества (в том числе и учебную).

Учебное сотрудничество учителя с учеником есть прообраз будущей индивидуальной способности ребенка к учебному совершенствованию. Умение учиться как индивидуальная способность вначале существует лишь в совместной, разделенной между ее участниками форме: в форме учебного сотрудничества. Итак, учебное сотрудничество и умение учиться – это начало и конец одной и той же способности.

Умеющий учиться – это попросту тот, кто умеет вступать в учебные отношения с любым источником знаний, умений, навыков – с книгой, кинофильмом, музейным экспонатом, с каким-нибудь фактом культуры, с лектором, коллегой, с любым умелым и знающим человеком.

Первым таким источником для ребенка, как правило, оказывается учитель начальной школы. Умение сотрудничать с учителем, который не только хранит искомое знание, но и специально обучен его передавать, – вот тот начальный уровень развития умения учиться, который может и должен быть достигнут младшими школьниками. Учеником, субъектом учебной деятельности, тем, кто хочет и умеет учиться у взрослого, ребенок становится, вступая в учебное сотрудничество.

Три типа учебных заданий, специально предназначенные для упражнений детей в инициативном учебном сотрудничестве с учителем.
Это задания:

  • воспитывающие неимитационное поведение ребенка на уроке, критичность его мышления;
  • тренирующие в обнаружении границы собственных знаний;
  • формирующие умение запрашивать у учителя необходимую информацию.
  • Задания, воспитывающие неимитационное поведение ребенка на уроке, критичность его мышлении.
  • Задания-«ловушки», различающие ориентацию ребенка на задачу и на действия учителя. Учитель задает вопрос и, работая вместе с классом, предлагает неверный ответ (или присоединяется к детскому неверному ответу).
  •  Задачи, не имеющие решения, воспитывают небуквальное, неисполнительское отношение к заданию учителя. Пример: «Поставьте пальчик на тот звуковой домик (схему), где живет слово Петя».

Задания-«ловушки», различающие понятийную и житейскую логику. Некритичное, не основанное на полном понимании принятие позиции учителя не вытесняет полностью собственную, житейскую, плохо осознаваемую точку зрения ребенка на слово до тех пор, пока обе эти точки зрения не будут выведены «в поле ясного сознания» через их прямое, явное противопоставление. Житейская точка зрения на слово плохо различает форму и значение слова.

С житейской точки зрения слово змея длиннее, чем слово червячок, «потому что змея длинная»;слово сторож не родственно слову сторожка, «потому что человек и домне могут быть родственниками»; слово лениться – не  глагол, «потомучто глагол отвечает на вопрос что делать? а лениться – это ничего не делать» и т.п.

Лишь за счет обнажения этой плохо осознаваемой житейской логики, обнаруживая ее противоречия с логикой научных понятий, ребенок может ее по-настоящему изжить. И только тогда он добровольно и сознательно (а не под давлением учительского авторитета) примет иную – понятийную точку зрения на слово.

Все описываемые задания требуют совершенно определенной атмосферы урока: атмосферы дискуссии, спора, рассуждении, доказательств, совместного поиска истины. Если на уроках русского языка заботиться исключительно о формировании навыков письма и чтения, то лучше обходиться без дискуссий. Тем же учителям, которые стремятся привить своим питомцам еще одни навык – умение учиться, приходится на каждом уроке находить время для ученических споров, смысл которых в развитии критического мышления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)