Требования к современному преподавателю

Какие же требования предъявляются к преподавателю высшей школы в соответствии с особенностями его педагогической деятельности? Личность преподавателя характеризуется профессиональной направленностью, компетентностью и профессионально важными (значимыми) личностными качествами. Направленность личности преподавателя определяется совокупностью доминирующих мотивов в его деятельности. Она складывается из трех составляющих: социально-нравственной, профессионально-педагогической, познавательной.

Социально-нравственная составляющая включает в себя:

  • социальные потребности (в общении, в привязанности, любви и т. п.);
  • идейная убеждённость;
  • профессиональная ответственность;
  • нравственные и другие ценностные ориентации:
  • отзывчивость, бескорыстие;
  • патриотизм;
  • эстетические ценности;
  • смысл труда, квалификация, карьера.

Профессионально-педагогическая составляющая отражает отношение к профессии педагога и включает в себя:

  • интерес к педагогической деятельности;
  • педагогический такт (уважение к студентам и коллегам, стремление устанавливать продуктивные отношения);
  • педагогический долг и ответственность;
  • профессиональная позиция – готовность к профессионально-педагогическому развитию;
  • справедливость.

Познавательная направленность личности педагога характеризуется:

  • интересом к науке (предмету обучения);
  • потребностью в самообразовании;
  • потребностью в научном поиске (проявляется в научно-методической активности).

Профессиональная компетентность – интегральная характеристика личности, отражающая уровень знаний, умений и опыта, достаточный для осуществления профессиональной деятельности, связанной с принятием решений.

Преподаватель должен владеть следующими знаниями:

  • науки (соответствующей преподаваемой дисциплине);
  • психолого-педагогическими;
  • методологическими;
  • методическими.

Современный преподаватель обязан владеть рядом умений, среди которых наиболее важными являются нижеследующие.

Педагогические умения связаны с организацией педагогического взаимодействия:

  • гностические − умения распознавать, оценивать (особенности личности студента, студенческой группы, качество знаний и умений и т. д.);
  • конструктивные – умения проектировать педагогический процесс;
  • организаторские – умения организовывать свою деятельность и деятельность студентов в педагогическом процессе;
  • коммуникативные – умения общаться вербально и невербально с аудиторией и отдельными студентами;
  • рефлексивные – умения самопознания и самооценки в педагогической деятельности.

Логические – умения выделять существенное, сравнивать, классифицировать, доказывать, систематизировать, делать выводы, формулировать определения понятий, суждения и умозаключения. Методологические – умения вести научно-методическое исследование, оформлять научные тексты. Специальные – умения, характерные для преподаваемой области знаний (биология – пользоваться определителем, работать с микроскопом, приготавливать микропрепарат и т. п., химия – пользоваться лабораторным оборудованием, работать с разными веществами и др.). Компьютерные – умения в области использования информационных технологий в образовании.

К личностным качествам, содействующим успешности профессионально-педагогической деятельности, относят следующие:

  • общая эрудиция преподавателя;
  • педагогические способности;
  • научное и педагогическое творчество;
  • стрессоустойчивость;
  • артистизм;
  • чувство новизны, открытость к современным достижениям науки и практики, мобильность;
  • чувство юмора;
  • внешний вид, чувство вкуса.

Особое значение среди личностных качеств занимают педагогические способности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)