Требования к современному преподавателю
Какие же требования предъявляются к преподавателю высшей школы в соответствии с особенностями его педагогической деятельности? Личность преподавателя характеризуется профессиональной направленностью, компетентностью и профессионально важными (значимыми) личностными качествами. Направленность личности преподавателя определяется совокупностью доминирующих мотивов в его деятельности. Она складывается из трех составляющих: социально-нравственной, профессионально-педагогической, познавательной.
Социально-нравственная составляющая включает в себя:
- социальные потребности (в общении, в привязанности, любви и т. п.);
- идейная убеждённость;
- профессиональная ответственность;
- нравственные и другие ценностные ориентации:
- отзывчивость, бескорыстие;
- патриотизм;
- эстетические ценности;
- смысл труда, квалификация, карьера.
Профессионально-педагогическая составляющая отражает отношение к профессии педагога и включает в себя:
- интерес к педагогической деятельности;
- педагогический такт (уважение к студентам и коллегам, стремление устанавливать продуктивные отношения);
- педагогический долг и ответственность;
- профессиональная позиция – готовность к профессионально-педагогическому развитию;
- справедливость.
Познавательная направленность личности педагога характеризуется:
- интересом к науке (предмету обучения);
- потребностью в самообразовании;
- потребностью в научном поиске (проявляется в научно-методической активности).
Профессиональная компетентность – интегральная характеристика личности, отражающая уровень знаний, умений и опыта, достаточный для осуществления профессиональной деятельности, связанной с принятием решений.
Преподаватель должен владеть следующими знаниями:
- науки (соответствующей преподаваемой дисциплине);
- психолого-педагогическими;
- методологическими;
- методическими.
Современный преподаватель обязан владеть рядом умений, среди которых наиболее важными являются нижеследующие.
Педагогические умения связаны с организацией педагогического взаимодействия:
- гностические − умения распознавать, оценивать (особенности личности студента, студенческой группы, качество знаний и умений и т. д.);
- конструктивные – умения проектировать педагогический процесс;
- организаторские – умения организовывать свою деятельность и деятельность студентов в педагогическом процессе;
- коммуникативные – умения общаться вербально и невербально с аудиторией и отдельными студентами;
- рефлексивные – умения самопознания и самооценки в педагогической деятельности.
Логические – умения выделять существенное, сравнивать, классифицировать, доказывать, систематизировать, делать выводы, формулировать определения понятий, суждения и умозаключения. Методологические – умения вести научно-методическое исследование, оформлять научные тексты. Специальные – умения, характерные для преподаваемой области знаний (биология – пользоваться определителем, работать с микроскопом, приготавливать микропрепарат и т. п., химия – пользоваться лабораторным оборудованием, работать с разными веществами и др.). Компьютерные – умения в области использования информационных технологий в образовании.
К личностным качествам, содействующим успешности профессионально-педагогической деятельности, относят следующие:
- общая эрудиция преподавателя;
- педагогические способности;
- научное и педагогическое творчество;
- стрессоустойчивость;
- артистизм;
- чувство новизны, открытость к современным достижениям науки и практики, мобильность;
- чувство юмора;
- внешний вид, чувство вкуса.
Особое значение среди личностных качеств занимают педагогические способности.
- Технология ситуационного анализа «Кейс-метод»
- Технология проблемного обучения эвристическое обучение
- Технология «Шесть шляп мышления»
- Технология создания ментальной карты
- Технология опорных конспектов В. Ф. Шаталова
- Графическое моделирование в учебном процессе
- Технология балльно-рейтинговой оценки результатов образования
- Технология педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов
- Общеучебные умения как фактор успешности самостоятельной деятельности студентов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу