Теория содержания образования В. С. Леднёва
Исходными идеями теории содержания образования Вадима Семёновича Леднёва являются следующие:
- Ориентация на составные части культуры, адекватные основным видам человеческой деятельности (познавательная, коммуникативная, эстетическая, нравственная, физическая, трудовая, экологическая; профессиональная; репродуктивная и творческая).
- Учет основных структурных элементов личности, среди которых особое значение имеет опыт личности, включающий знания и умения в основных видах деятельности, а также направленность личности.
- Учет структуры научного знания (классификации наук).
В концепции В. С. Леднёва рассматривается вопрос о сущности и соотношении общего, политехнического и профессионального образования в учреждениях общего и профессионального образования. Образование общее – вид образования, связанный с подготовкой человека к выполнению общечеловеческих видов деятельности и осуществлению общекультурных функций. Включает в себя усвоение обучающимся системы знаний основ фундаментальных наук, основных видов искусства, формирование совокупности умений в общечеловеческих видах деятельности, становление основ научной картины мира и научного мировоззрения, системы отношений обучающегося к миру и самому себе.
Образование профессиональное – вид образования, связанный с подготовкой человека к выполнению деятельности, соответствующей той или иной профессии. Профессиональное образование направлено на усвоение обучающимися профессиональных знаний и умений, в том числе творческих, становление профессиональной направленности личности. Элементы всех трех видов обучения отражены в образовательных программах как общеобразовательной, так и профессиональной направленности, но соотношение между ними различно.
На рисунке 9 соотношение между видами образования в общеобразовательной школе, организациях среднего профессионального образования и в высшей школе представлено условно. В общеобразовательной школе, естественно доминирует общее образование, в высшей школе – профессиональное. Политехническое образование присутствует на всех уровнях образования, но объем его в профессиональных образовательных организациях зависит от направленности профессии.
В высшей школе представлены все три вида образования. Общеобразовательные дисциплины, такие как: история России, философия, математика и информатика, политология, социология, психология и педагогика, логика, иностранный язык, физкультура, русский язык и культура речи – представлены, как правило, в учебных планах двух первых курсов.
Далее начинают доминировать профессиональные дисциплины. Что же касается политехнического образования, то его элементы могут быть включены в профессиональные дисциплины в разной степени в зависимости от приобретаемой профессии. Так, в подготовке будущих гуманитариев политехническое образование почти не представлено, тогда как для будущих инженеров доля его существенна.
- Технология ситуационного анализа «Кейс-метод»
- Технология проблемного обучения эвристическое обучение
- Технология «Шесть шляп мышления»
- Технология создания ментальной карты
- Технология опорных конспектов В. Ф. Шаталова
- Графическое моделирование в учебном процессе
- Технология балльно-рейтинговой оценки результатов образования
- Технология педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов
- Общеучебные умения как фактор успешности самостоятельной деятельности студентов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу