Теория содержания образования В. С. Леднёва

Исходными идеями теории содержания образования Вадима Семёновича Леднёва являются следующие:

  • Ориентация на составные части культуры, адекватные основным видам человеческой деятельности (познавательная, коммуникативная, эстетическая, нравственная, физическая, трудовая, экологическая; профессиональная; репродуктивная и творческая).
  • Учет основных структурных элементов личности, среди которых особое значение имеет опыт личности, включающий знания и умения в основных видах деятельности, а также направленность личности.
  • Учет структуры научного знания (классификации наук).

В концепции В. С. Леднёва рассматривается вопрос о сущности и соотношении общего, политехнического и профессионального образования в учреждениях общего и профессионального образования. Образование общее – вид образования, связанный с подготовкой человека к выполнению общечеловеческих видов деятельности и осуществлению общекультурных функций. Включает в себя усвоение обучающимся системы знаний основ фундаментальных наук, основных видов искусства, формирование совокупности умений в общечеловеческих видах деятельности, становление основ научной картины мира и научного мировоззрения, системы отношений обучающегося к миру и самому себе.

Интересно
Образование политехническое – вид образования, связанный с освоением человеком основ техники, технологии, современного производства. Обеспечивается преимущественно через дисциплины естественнонаучного и технического профиля. Политехническое образование связано с освоением человеком знаний об устройстве и функционирования машин и механизмов, об общих основах и принципах осуществления технологических процессов, с приобщением к техническому творчеству, становлением отношения к труду.

Образование профессиональное – вид образования, связанный с подготовкой человека к выполнению деятельности, соответствующей той или иной профессии. Профессиональное образование направлено на усвоение обучающимися профессиональных знаний и умений, в том числе творческих, становление профессиональной направленности личности. Элементы всех трех видов обучения отражены в образовательных программах как общеобразовательной, так и профессиональной направленности, но соотношение между ними различно.

На рисунке 9 соотношение между видами образования в общеобразовательной школе, организациях среднего профессионального образования и в высшей школе представлено условно. В общеобразовательной школе, естественно доминирует общее образование, в высшей школе – профессиональное. Политехническое образование присутствует на всех уровнях образования, но объем его в профессиональных образовательных организациях зависит от направленности профессии.

Теория содержания образования В. С. Леднёва

В высшей школе представлены все три вида образования. Общеобразовательные дисциплины, такие как: история России, философия, математика и информатика, политология, социология, психология и педагогика, логика, иностранный язык, физкультура, русский язык и культура речи – представлены, как правило, в учебных планах двух первых курсов.

Далее начинают доминировать профессиональные дисциплины. Что же касается политехнического образования, то его элементы могут быть включены в профессиональные дисциплины в разной степени в зависимости от приобретаемой профессии. Так, в подготовке будущих гуманитариев политехническое образование почти не представлено, тогда как для будущих инженеров доля его существенна.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)