Теория содержания образования И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина

Теория содержания образования, авторами которой являются видные отечественные дидакты XX века Исаак Яковлевич Лернер и Михаил Николаевич Скаткин, является одной из наиболее признанных и «работающих» теорий содержания образования, как в общеобразовательной школе (для которой она изначально была разработана), так и в высшей школе.

Исходная идея ее такова. В социальном опыте имеются 4 компонента, которые могут и должны быть присвоены новыми поколениями, для того чтобы пользоваться достижениями культуры, воспроизводить и развивать ее. Соответственно содержание образования должно включать эти 4 составляющие.

Основные компоненты содержания образования (знания о природе, обществе, человеке; опыт деятельности по образцу; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностных отношений) и связи между ними представлены на рисунке 8. В данном графическом объекте отражен системный характер содержания образования. Рассмотрим каждый из компонентов системы.

Теория содержания образования И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина

Рассмотрим более детально каждый компонент. Первым компонентом являются знания. Знание – верное отражение действительности в мышлении человека; проверенный общественной практикой результат процесса познания. Знание – результат познавательной деятельности человека, то есть обладание знанием предполагает понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий.

К основным видам знаний авторы относят следующие:

  • понятия (форма отражения объектов мира в мышлении);
  • факты;
  • законы/закономерности (существенные повторяющиеся связи явлений);
  • теории (система обобщенного достоверного знания о том или ином фрагменте действительности);
  • мировоззренческие идеи (обобщенный теоретический принцип, объясняющий сущность явлений);
  • оценочные знания (знания о том, как оценить объект, явление, информацию);
  • знания о способах деятельности (знания об особенностях деятельности и последовательности действий).

Вторым компонентом содержания образования является опыт осуществления деятельности по образцу (способы осуществления деятельности – умения и навыки). Умение – освоенный способ выполнения действий, определённая последовательность действий, ведущая к получению запланированного результата. Навык – частично автоматизированное умение. В психологии и педагогике существуют разные точки зрения на соотношение между умениями и навыками, на первичность тех или других: навыки формируются на основе умений, умения складываются из простейших навыков, умения и навыки связаны взаимными переходами. Думается, последняя точка зрения наиболее перспективна.

К основным видам умений и навыков авторы относят следующие: специальные, интеллектуальные, учебного труда. К специальным относятся умения, характерные для определённой области знаний, определенной дисциплины, предмета, например, определение растений, животных (биология), составление электрической цепи (физика), решение примеров на выполнение действий сложения, вычитания, умножения, деления (математика), написание уравнений химических реакций, использование лабораторного оборудования (химия) и т. п.

Интеллектуальными называются умения умственной деятельности, такие как: выделение существенного (существенных признаков), анализ, сравнение, классификация, систематизация, доказательство, обобщение и др. Умения учебного труда связаны с овладением обучающимися способами организации учебной деятельности – составление плана, выполнение конспекта лекции преподавателя, учебного текста, текста первоисточника, подготовка реферата, подготовка доклада, сообщения, выступление перед аудиторией, составление сравнительной таблицы, работа с учебной книгой, поиск информации в литературных источниках, Интернете и др.

Третий компонент связан с необходимостью освоения обучающимися опыта творческой деятельности. Естественно встаёт вопрос о том, чем творческая деятельность отличается от нетворческой (репродуктивной, по образцу)? Наиболее существенны две следующие характеристики: новизна результата и те процедуры умственной деятельности, которые приводят к открытию нового, ранее неизвестного.

Авторы теории содержания образования выделяют следующие процедуры (черты) творческой деятельности:

  • перенос знаний и умений в новую ситуацию;
  • видение проблемы в знакомой ситуации;
  • видение новой функции объекта;
  • видение структуры объекта;
  • видение альтернативы решения (то есть разных способов решения);
  • комбинирование известных способов решения;
  • нахождение принципиально нового способа решения проблемы при известности других.

В учебной деятельности указанные черты творческой деятельности формируются в процессе включения обучаемых в решение доступных и значимых для них проблем и проблемных задач. И, наконец, четвертый компонент содержания образования связан со становлением ценностных ориентаций личности обучаемого – опыта эмоционально-ценностных отношений.

Отношение – связь субъекта с объектом окружающего мира, избирательно устанавливаемая самим субъектом и проявляющаяся в следующих формах: рациональной, эмоциональной, поведенческой. Такими наиболее общими объектами являются: природа, познание, общество, труд, человек, красота, Я сам (собственное достоинство), мир в целом.

Что означает выражение эмоционально-ценностное отношение? Названные выше объекты имеют значимость для существования человеческого рода, человеческого общества и каждого отдельного человека. Например, труд лежит в основе создания материальной и духовной культуры общества, обеспечивает её воспроизводство и развитие, создание условий для жизни людей. Труд имеет и личностную значимость, является единственным средством разностороннего развития личности.

Приобщаясь к трудовой деятельности (в том числе к учебному труду), человек начинает осознавать объективную ценность труда, ощущать его значимость для себя лично, получать удовлетворение от участия в труде. Постепенно у него формируется собственное ценностно-смысловое отношение к труду, труд становится его духовной потребностью. Удовлетворение этой потребности приносит удовольствие, вызывает позитивные эмоции, и, напротив, неудовлетворение потребности в труде ведет к негативным эмоциям.

Согласно основным положениям рассмотренной теории, содержание образования – социально ориентированная и педагогически адаптированная система знаний, опыта осуществления деятельности по образцу, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений к миру и самому себе. Такое системное понимание содержания образования позволяет решать основные образовательные задачи: обучения, развития и воспитания обучающихся. Современными дополнениями к рассмотренной теории содержания образования являются представления об универсальных учебных действиях и общеучебных умениях.

Термин «универсальные учебные действия» является одним из ключевых в ФГОС общего образования. Универсальные учебные действия можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальный характер УУД заключается в следующем:

  • носят надпредметный, метапредметный характер;
  • обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
  • обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  • лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
  • обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Универсальные учебные действия подразделяются на личностные (обеспечивающие осмысление тех или иных ценностей), регулятивные (связанные с управлением учебной и познавательной деятельностью), познавательные и коммуникативные. Проблема общеучебных умений рассмотрена далее в разделе, посвящённом педагогическому сопровождению самостоятельной работы студентов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)