Теоретические основы модульного обучения

Разработчиком модульного обучения является Дж. Рассел. Модульное обучение зародилось в 60–70е годы XX века как необходимость в мобильной профессионально-технической подготовке безработных по рабочим профессиям. Широко распространилось в США, Канаде, Великобритании. Первоначально было предложено как вариант индивидуального программированного обучения в аудитории.

С 1972 г. в Японии модульное обучение широко стало применяться как вариант непрерывного обучения. В России концептуальная и содержательная схемы модульного обучения начали активно разрабатываться и внедряться в практику работы учебных заведений начального профессионального образования в период с 1980 г. по 1994 г., повышая эффективность образовательной подготовки учащихся, обеспечивая лучшее овладение ими знаниями, умениями и практическими навыками. В этот же период модульное обучение проникает в общеобразовательные школы.

Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся полностью самостоятельно (или с некоторой помощью преподавателя) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с образовательным (обучающим) модулем.

Обучающий модуль – это логически завершённая часть содержания учебной дисциплины (или спецкурс, практикум, факультатив). В модуле можно выделить познавательную (информационную) и деятельностную части.

Задача первой – формирование теоретических знаний, функции второй – формирование умений, навыков поведения на основе приобретённых знаний. В каждом модуле предполагается выявление исходного уровня подготовки студентов. Усвоение содержания модуля завершается соответствующей формой контроля результатов обучения, сформированных в результате овладения обучающимися данным модулем.

Модуль включает в себя:

  • целевой план действий;
  • банк информации;
  • методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей;
  • средства контроля и самоконтроля.

В основе модульного обучения лежат как общедидактические принципы, так и специфические, присущие только модульному обучению. К последним относятся нижеследующие. Принцип модульности. В соответствии с этим принципом обучение строится по функциональным узлам-модулям, каждый из которых предназначен для достижения конкретных дидактических целей. Внутри блоков-модулей учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов. Из блоков-модулей конструируется учебный курс по дисциплине. Элементы внутри блока-модуля взаимосвязаны и подвижны.

Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов требует рассматривать учебный материал в рамках каждого модуля как целостную единую систему, направленную на достижение интегрированной дидактической цели. При модульном обучении наименьшей единицей содержания обучения считают фрагмент темы, отвечающий частной дидактической цели и называемый учебным элементом модуля.

Принцип динамичности требует такого построения модуля, которое бы обеспечивало свободное изменение его содержания с учетом социального заказа, то есть возможность изменять, дополнять и развивать учебный материал конкретных разделов учебных дисциплин. Информация, входящая в модуль, способна иметь самый широкий спектр сложности и глубины при чёткой структуре и единой целостности, направленной на достижение интегрированной педагогической цели.

Поскольку задачи обучения могут со временем изменяться, а учебный материал периодически пересматривается и обновляется в связи с непрерывным развитием науки и техники, в структуре модуля заложены постоянная, базовая компонента и вариативная часть. Базовая компонента представляет собой фундаментальное понятие дисциплины – явления, закон, структурный план и т. д. Вариативность зависит как от изменения и обновления содержания информации, так и от направления специализации студента.

Принцип действенности и оперативности знаний и их системы предполагает такую организацию учебного процесса, когда обучающиеся приобретают знания в неразрывной связи с умениями в ходе самостоятельного решения задач, проявляя инициативу, находчивость, способность использовать имеющиеся знания в новых ситуациях. Имеется в виду система общенаучных, общетехнических и специальных знаний и умений, которую студент может свободно и самостоятельно применять в практической деятельности.

Принцип гибкости требует такого построения модульной программы и модулей, при котором обеспечивается возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых. Принцип осознанной перспективы. Реализация его означает организацию такого управления учебным процессом, при котором обучающиеся понимают и осознают цели учения (промежуточные и конечные). Эти цели должны выступать в модульном обучении в качестве значимых результатов деятельности, поэтому должны осознаваться обучающимися как перспективы познавательной и практической деятельности.

Принцип разносторонности методического консультирования требует обеспечения профессионализма педагогической деятельности по руководству самостоятельной учебной деятельностью студентов. Преподавателем должны быть предложены различные методы и пути усвоения содержания обучения, которые обучающийся может выбирать свободно, либо, опираясь на них и личный опыт, создавать собственный оригинальный путь.

Принцип паритетности требует активизации обучаемых в педагогическом процессе, развития управления обучением со стороны педагога в тесной взаимосвязи с развитием самоуправления своей учебной деятельностью со стороны обучаемых, обеспечения сотрудничества студентов и преподавателя в образовательном процессе. Для реализации данного принципа модульная программа должна обеспечивать возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимися до определённого уровня, а также призвана освобождать педагога от выполнения чисто информационной функции и создавать условия для более эффективного проявления консультативно-координирующей функции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)