Технологии активного и интерактивного обучения

Современный компетентностный подход (то есть ориентация на реализацию ключевых и профессиональных компетенций) в построении педагогического процесса в высшей школе требует использования технологий, содействующих становлению и развитию человека не только знающего, но умеющего действовать в меняющейся ситуации, принимать решения, способного к самореализации и саморазвитию.

Современные технологии нацелены на организацию продуктивной деятельности обучающихся, дифференциацию и индивидуализацию образования, мониторинг качества образования, широкое использование компьютерных средств.

В ФГОС одним из требований к организации обучения в современной высшей школе обозначено широкое использование активных и интерактивных форм и методов обучения. Возникают вопросы о сущности активного и интерактивного обучения, о формах, методах, средствах, технологиях обеспечения активного и интерактивного обучения, об их представленности в современном высшем образовании, об инновационных способах активного и интерактивного обучения, возможностях и ограничениях внедрения их в практику работы высшей школы. Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остаётся одной из актуальных задач педагогики.

Современная ориентация образования на формирование компетентности, как готовности и способности человека к деятельности и общению в быстро развивающемся обществе, предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых участник образовательного процесса может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, позволяющую выразить себя как субъект обучения.

В зависимости от уровня познавательной активности в учебном процессе различают пассивное и активное обучение. При пассивном обучении обучающийся выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, который «передается» ему преподавателем или другим источником информации. Обычно это происходит при реализации лекции-монолога, чтении учебной литературы.

Организация активного обучения позволяет решать ряд задач, трудно достижимых в условиях пассивного обучения:

  • формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы;
  • воспитывать системное мышление специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;
  • давать целостное представление о профессиональной деятельности в её крупных фрагментах;
  • учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам профессионального коллектива, общества в целом;
  • овладевать методами моделирования, в том числе математического, инженерного и социального проектирования;
  • выращивать «живое знание», т. е. имеющее личностный смысл для обучающегося;
  • способствовать становлению умений самоорганизации, развитию рефлексивных умений субъектов образовательного процесса.

Уровни проявления активности могут быть следующими:

  • активность воспроизведения – характеризуется стремлением обучаемого, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения;
  • активность интерпретации – связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в изменённых условиях;
  • творческая активность – предполагает устремлённость обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

Общими условиями организации активного обучения считаются следующие:

  • проблемность,
  • сотрудничество и кооперация,
  • коллективное взаимодействие,
  • вовлечение обучаемых в постоянную активную деятельность (отвечает, анализирует, оценивает и т. п.)
  • изменение позиции преподавателя (консультант, организатор, интерпретатор).

Дополнительно можно отметить и другие особенности активного обучения:

  • принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от своего желания;
  • достаточно продолжительное время вовлечённости обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия);
  • вывод обучающего на позицию субъекта обучения; ‒ индивидуализация педагогического взаимодействия;
  • самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности обучаемых;
  • постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей посредством прямых и обратных связей.

Одним из современных направлений «активного обучения» является интерактивное обучение. В отечественной педагогической литературе понятие «интерактивное обучение» пока недостаточно чётко определено, также как и понятие «интерактивные педагогические технологии». Поэтому остановимся на этих понятиях более подробно. Наиболее часто термин «интерактивное обучение» упоминается в связи с информационными технологиями, дистанционным образованием, использованием ресурсов Интернета, а также электронных учебников и справочников, работой в режиме онлайн. Однако сводить интерактивное образование к использованию компьютерных средств не является оправданным. Обратимся к сущности интеракции.

Интеракция (в психологии) – это способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с кем-то (чем-то), беседы.

Интеракция (в социологии) – процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции. Интеракция (в педагогике) – способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся. Все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, решают проблемы сов местно, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и своё собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.

Интерактивное обучение ‒ обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Обучающийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель (ведущий) не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску.

По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Обучение понимается как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог.

Задачами преподавателя-ведущего в интерактивном обучении являются такие, как:

  • направление и помощь процессу обмена информацией;
  • выявление многообразия точек зрения;
  • обращение к личному опыту участников;
  • поддержка активности участников;
  • соединение теории и практики;
  • взаимообогащение опыта участников;
  • облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;
  • поощрение творчества и самостоятельности участников.

Интерактивное обучение предполагает иную логику образовательного процесса, отличную от привычной: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения.

Использование интерактивного обучения в высшей школе эффективно в тех случаях, когда обучающиеся обладают определённым жизненным и профессиональным опытом для решения предлагаемых проблем. Результаты зависят и от того, насколько грамотно организована преподавателем учебная среда. Интерактивная модель обучения наиболее эффективна в дополнительном профессиональном образовании, неформальном образовании взрослых, поскольку взрослые имеют большой жизненный и профессиональный опыт.

Для интерактивного обучения характерно:

  • диалогическое взаимодействие,
  • работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества,
  • активноролевая (игровая) деятельность,
  • тренинговая организация обучения.

Технологии активного обучения – педагогические технологии, обеспечивающие активизацию учебной деятельности студентов. Интерактивные технологии – разновидность технологий активного обучения. Предполагают организацию активного взаимодействия студента и преподавателя, студентов между собой (коммуникация с участием каждого), направленного на создание образовательного продукта (материального, идеального).

К активным формам, методам, технологиям обучения в высшей школе относят такие, как:

  • нетрадиционные виды лекций (например, проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция пресс-конференция, лекция-провокация или с ошибками и т. п.);
  • традиционные и нетрадиционные виды семинаров (семинаробсуждение за круглым столом, семинар-диспут, семинар-дискуссия, позиционный семинар, рефлексивный семинар и другие);
  • выполнение заданий на перекодирование информации (например, из текстовой формы в графическую, из текстовой формы в символическую);
  • ситуационный анализ (анализ производственной ситуации, решение производственных задач, кейс-метод);
  • моделирование (графическое, техническое, математическое);
  • выполнение индивидуальных и групповых проектов;
  • дидактические игры;
  • деловые, ролевые, эвристические игры;
  • тренинговые формы проведения занятий;
  • организация взаимодействия в малых группах (коллективный способ обучения, групповая работа, парная форма обучения);
  • методы эвристического обучения («мозговой штурм», «методы свободных ассоциаций», «доказательство от противного» и др.), эвристическая беседа;
  • рефлексивный анализ студентом своей учебной деятельности по созданию образовательного продукта;
  • производственная практика;
  • курсовое и дипломное проектирование;
  • учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов и другие.

Многие из названных вариантов организации учебного процесса в высшей школе позволяют реализовать так называемый контекстный подход в образовании, который более детально рассматривается далее. Широкое внедрение активного и интерактивного обучения в практику высшего образования, в организацию аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной деятельности обучающихся тормозится не только условиями традиционной системы организации занятий в высшей школе, но и степенью готовности обучающихся и преподавателей к активному обучению.

Преподавателю легче действовать традиционно, на основе привычных стереотипов: самому объяснить, «разложить по полочкам» материал, не давая возможности обучающимся проявить свои знания и опыт. Кроме того, считается, что выпускники общеобразовательной школы должны владеть общеучебными умениями, необходимыми для обучения в высшей школе. На деле оказывается, что студенты далеко не всегда способны без соответствующей помощи преподавателя реализовать те способы учебной деятельности, которые необходимы для активного обучения.

Несмотря на все сложности, активное и интерактивное обучение постепенно завоёвывает всё больше сторонников в практике общего и профессионального образования, поскольку делает процесс обучения более мотивированным, продуктивным, эмоционально насыщенным, личностно-развивающим, а значит, более качественным. Интерактивное обучение имеет большой образовательный и развивающий потенциал и обеспечивает максимальную активность обучающихся в учебном процессе.

К традиционным технологиям, используемым в практике работы средней и высшей школы, относятся технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология лабораторно-практического обучения с использованием инструкций по выполнению работ, технология программированного обучения, технология организации самостоятельной работы студентов по изучаемым дисциплинам в традиционных формах – конспектирование первоисточников, подготовка сообщения по предложенным к семинару вопросам, технология контроля результатов обучения «по билетам», «по вопросам» на зачетах и экзаменах и др. Внедрение инноваций означает не отказ от традиционных форм, а сочетание с ними.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)