Тенденции развития образования в современном мире

К концу XX в. во всем мире стало очевидным, что узконаправлен­ное обучение еще не является образованием, поскольку не только упо­добляется дрессировке, обедняет личность, но и делает ее не способной к требованиям современной жизни.

Объективно общим делом для человечества в XXI в. становится образование и воспитание, формирование поколения, готового к стремительности и глубине происходящих изменений.

Современное человечество живет в принципиально другом мире, чем 20-25 лет назад. Научному доказательству этого положения посвя­щены сотни серьёзных исследований, где особое место отводится воз­действию информации, роли ее новых технологических систем, форм, объема и характера воздействия на все сферы жизнедеятельности чело­века.

Общество XXI в. стали называть постиндустриальным, информа­ционным. Его главной особенностью выступает снятие общекультурных и психологических барьеров между разными странами, народами, все большая открытость мира человеку и человека всему миру, его выход за пределы привычной среды в принципиально новое пространство.

Информация, буквально заполонившая мир человека, воздействуя на со­знание людей, изменяя их потребности, возможности, обусловливая и обеспечивая практически новую природу общения людей, формирует фактически новый способ жизни человека, и, в частности условия и формы получения, присвоения знаний, формируя сложное соотношение информации, знания, познания.

Таким образом, современное общество отличается динамичностью, мобильностью и находится в процессе не­прерывного развития. Поэтому в нем изменяется место и роль образова­ния.

Значение образования в жизни современной личности и общества, его место в социальной структуре, направление развития образования, культуры, науки определяют мировые социокультурные тенденции.

В литературе выделяют ряд таких тенденций. Рассмотрим не­которые из них.

Тенденция к смене типа культурно-исторического наследования: меняются способы передачи-получения подрастающим поколением куль­турно-исторического опыта.

Согласно концепции американского антрополога Маргарет Мид, выстраивание отношений между разными поколениями людей зависит от темпов научно-технического и социального развития. М. Мид обозна­чила различные типы культуры: постфигуративная, конфигуративная, префигуративная.

Интересно
Постфигуративная культура – где дети и взрослые учатся у своих предшественников – является по времени возникновения первым типом культуры. Она преобладала в патриархальном, традиционном обществе, которое во многом было ориентировано на опыт предыдущих поколе­ний.

Взаимоотношения различных возрастных слоев в такой культуре строго регламентированы, принимаются всеми членами общества безус­ловно. Однако, ускорение технического и социального развития делает опору только на опыт прежних поколений недостаточной. Поэтому, в современных обществах постфигуративный тип уже перестал быть акту­альным. Более того, в наши дни темп развития стал настолько быстрым, что прошлый опыт не только не достаточен, но иногда и мешает.

Конфигуративная культура – где дети и взрослые учатся у своих сверстников – ориентируется не столько на старших, сколько на совре­менников, равных по возрасту и опыту. Центр тяжести переносится с прошлого на современность.

К определенным формам конфигуративной культуры обращаются передовые страны мира, так как она направлена на освоение инноваций (innovation — нововведение, новаторство).

Ин­новация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п.

Префигуративная культура ориентируется главным образом на бу­дущее. Не только молодежь учится у старших, как было всегда, но и старшие все в большей степени прислушиваются к мнению молодежи.

Концепция М. Мид подчеркивает, что в префигуративном обществе межпоколенная передача культуры включает в себя не только информаци­онный поток от родителей к детям, но и встречную тенденцию: моло­дежная интерпретация современной социальной ситуации и культурно­го наследства оказывает влияние на старшее поколение.

В связи с этим появился феномен детской субкультуры, разрыв между «культурой взрослых» и «культурой детей», общество стало изменяться в течение жизни одного поколения, дети уже не повторяют образа жизнедеятельности родителей, наблюдается своеобразный разрыв между поколениями.

В воспитании влияние родителей уравновешивается влиянием сверст­ников. Весь этот процесс происходит в рамках процессов социализации детей и ресоциализации родителей, так, как в современных условиях не только дети должны обучиться правилам существования в рамках дан­ного общества, но и родители вынуждены снова учится новым прави­лам, нормам, ценностям современного динамичного общества. Совре­менное общество можно отнести к префигуративному типу общества.

Тенденция к смене установки при изучении действительности от научного познания к культуре.

В современном понимании наука – не единственный и не универ­сальный способ познания и преобразования человеком окружающего мира.

Наука – только часть культуры в целом

Кроме науки существуют другие формы общественного знания и познания действительности: обыденное сознание и здравый смысл, искусство, религия, опыт проектно-техничес­кой деятельности. Академик B.C. Степин формулирует и развивает каче­ственно новый подход к пониманию культуры – как сложноорганизован­ной системы надбиологических программ человеческой деятельности.

Интересно
B.C. Степин считает, что наряду с генетическим кодом, который закрепляет и передает от поколения к поколению биологические программы, у человека суще­ствует еще одна кодирующая система – социокод, передающийся от чело­века к человеку, от поколения к поколению.

Культура содержит надбиологические программы, регулирующие социальную жизнь. Подобно тому, как управляемый генетическим кодом обмен веществ воспроизводит клетки и органы сложных организмов, различные виды деятельности, поведения и общения, регулируемые кодами культуры, обеспечивают воспроизвод­ство и развитие подсистем общества и их связей, характерных для каждо­го исторического конкретного вида социальной организации (присущей ему искусственно созданной предметной среды – второй природы, соци­альных общностей и институтов, свойственных данному обществу типов личности и т.д.).

Обращение к культуре не означает отказ от научных методов познания, а предполагает усиление общекультурного значения научных областей знаний и учебных дисциплин в жизнедеятельности че­ловека, реализацию в научных исследованиях и учебном процессе культу­рологического подхода в качестве общеметодологического.

Тенденция к изменению роли науки в обществе и смене научных парадигм.

В современном мире изменяется роль науки, она перестала быть особой сферой деятельности отдельных людей, а превращается в произ­водительную силу общества, проникая во все сферы общественного про­ изводства.

В обществе меняется содержание научного познания и обра­зования, а также средства и технологии научно-исследовательской и познавательной деятельности. Начиная с эпохи Возрождения, наука за­нимала ведущую позицию в организации и развитии общества, она ста­ла высшим авторитетом и критерием истинности, базовой деятельнос­тью, системообразующим фактором организации общества.

«Центром» развития общества являлись научные знания, а их получение – основ­ным видом производства, определяющим возможности остальных видов материального и духовного производства. В этих условиях была сфор­мулирована «знаниевая» парадигма образования, в основу содержания образования были положены исключительно научные знания. Но за пос­ледние десятилетия роль науки (в самом широком смысле) существенно изменилась по отношению к общественной практике (также понимае­мой в широком смысле).

Наука стала все больше «переключаться» на технологическое совершенствование практики. Основное внимание уче­ных сосредоточилось на развитии технологий.

Тенденция к расширению информационных технологий и миро­вой информационной системы.

В эпоху информационного общества и быстрого роста знаний (уд­воение информации происходит в течение пяти лет, а в отдельных обла­стях знания – год и менее) современному поколению необходимо овла­деть основными способами получения, передачи и обмена информаци­ей, способами коммуникации.

Развитие и функционирование информа­ционных технологий и информационных сетей становятся решающим условием существования современного общества, позволяет быстро ме­нять, перестраивать производство и технологии для улучшения качества продукции.

Тенденция к увеличению разрыва между потребностью в высокой подготовке специалистов в различных сферах общественной жизни и недостаточной образованностью и обученностью многих молодых лю­дей, приходящих в эти сферы.

Средний уровень современного образования несравненно выше, чем в недавнем прошлом, но снижается качество подготовки учащихся об­щеобразовательных школ

Образованию уделяется большое внимание, оно играет все более значимую роль в жизни человека.

Однако мир неудовлетворен современным образованием. Некоторые ученые говорят о всемирном кризисе образования, называя такие проблемы, как безду­ховность и разрушение ценностей, национальный нигилизм, недостаток или чрезмерный профессионализм, избыточная или малая специализа­ция, неспособность выпускников адаптироваться к социальным услови­ям общества, ограниченность человеческого взаимопонимания и сотруд­ничества и др.

Признание гуманизма как основополагающего признака и крите­рия общественного прогресса и понимание в этой связи универсальной общечеловеческой миссии образования.

Гуманизм – совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил..

В конце XX ст. все более настойчиво стали говорить о человеческом измерении прогресса обще­ства.

«Все прогрессы реакционны, если рушится человек»- убежден поэт А. Вознесенский

Человек определен как мера и ведущий фактор разви­тия общества по пути прогресса. Выход из мирового кризиса ученым видится в усилении гуманистических начал в жизни как отдельного индивида, так и в обществе.

Совершенствование человека, раскрытие присущих ему «человеческих качеств» – главный путь прогресса. Под­линную человеческую сущность составляет духовность. Человек материален и духовен одновременно. Осознана необходимость воспитания подрастающих поколений в духе вечных человеческих ценностей: беско­рыстной помощи людям, милосердия, честности, уважения старших, за­боты о детях и стариках, трудолюбия, миролюбия, моральной чистоты, поскольку эти качества определяют меру человеческого – в каждом чело­веке.

Интересно
Источником гармонизации отношений человека с миром способностать образование, которое, по выражению Б.С. Гершунского, должно обеспечить мировоззренческий синтез знания и веры как необходимое условие их взаимодополнения и взаимобогащения в едином процессе миропонимания.

Признание необходимости постоянного развития, совершенство­вания, творческого обновления человека на протяжении всей жизни, что обеспечит развитие и процветание всему обществу.

Исчезает понятие «законченного» образования. Оно приобретает непрерывный характер, поскольку постоянное приобщение к все новым и новым знаниям, повышение квалификации, самообразование и само­воспитание человека становятся его первейшей потребностью на всем пути жизнедеятельности.

Совершенствование профессионализма чело­века, как участника производства, социальной и духовной жизни воору­жение его специальными знаниями, умениями и навыками должно осу­ществляться в ходе непрерывного образования.

Новые социокультурные тенденции предъявляют запрос на челове­ка, способного жить и работать в условиях высокой степени неопреде­ленности, готового взять на себя ответственность за свою жизнь и буду­щее страны.

В современной трактовке образование осмысливается как открытый свободный творческий институт человека на всем его жизнен­ном пути и во всех сферах жизнедеятельности. Человек должен найти себя в мире и обществе, раскрыть и реализовать свой потенциал, свою сущность.

Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования, стремление воспитать гражданина мира и планеты. Формируется мировое образова­тельное пространство и выдвигаются требования формирования глобаль­ной стратегии образования человека (независимо от страны прожива­ния, типа и уровня образования).

Поскольку образование является важнейшим социальным институ­том, способным эффективно влиять на сознание молодежи, оно должно становится главным механизмом развития личности, общества, цивили­зации в целом.

Главной целью образования сегодня выступает развитие творчес­кой, самостоятельной, ответственной личности, способной к освоению и преобразованию мира, созданию новых форм общественной жизни, культуры в целом. Именно эта деятельность и готовность к ней должны воспроизводиться и формироваться новым образованием.

Современная философская мысль, при всем разнообразии ее тече­ний, сходится в одном: самая страшная из катастроф, угрожающих чело­вечеству – «антропологическая катастрофа», т.е. крушение человека и человечности, а все остальные – технические, экологические, экономи­ческие – лишь производные от нее.

Поэтому задача образования XXI в. – это преодоление кризиса культуры, духовности, гуманизма в самом ши­роком смысле. Гуманизму невозможно научить, можно и нужно вну­шить, воспитать соответствующее мировоззрение, гуманистическую жиз­ненную позицию.

Задача современной культуры, современного образо­вания – воспитание человечества в духе человечности. Цель гуманизи­рующего образования – личность, реализующая себя в качестве субъек­та культуры, творца.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)