Сущность понятия образования

Существование человеческой цивилизации невозможно без соци­ального воспроизводства поколений.

Биологическая сущность людей остается принципиально неизменной, а социальная – изменяется по мере развития цивилизаций, преемственно воспринимается и передаётся от поколения поколению.

Социальное воспроизводство – это формирование социальных (общественных) свойств человека, т.е. того, что отлича­ет человека от животного, делает его человеком – это культура человека, его воспитанность, образованность.

Социальное воспроизводство восходит к глубокой древности, к тому времени, когда стадо становилось об­ществом. Даже первобытное общество заботилось о подготовке ребенка к социальной жизни, к деятельности в контексте своей первобытной культуры. Если бы вдруг люди перестали проявлять заботу о подготовке молодежи к жизни в обществе, наступил бы тупик социального разви­тия, а возможно, и исчезновение человечества вообще.

Одним из факторов развития человека от природного существа до Личности является образование

Образование всегда занимало одно их самых существенных мест в жизни общества. Оно возникло вместе с появлением общества и развивалось вместе с развитием трудовой деятельности, мышления, языка.

Происхождение (этимология) понятия «образование» восходит к слову «образ». В этом смысле образование понимается как построение и развитие человеком своего образа окружающего мира и образа своего «Я», своего места, своей роли в этом мире.

Особой сферой жизни общества образование становится с того вре­мени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности и стал делом лиц, специально занима­ющихся обучением и воспитанием, или образованием личности.

Интересно
Образование – есть единый процесс физического и духовного фор­мирования личности, процесс социализации, сознательно ориентирован­ный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании со­циальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный хрис­тианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность).

Таким образом, образование является необходимым условием подготов­ки юношества к жизни и труду, средством приобщения к культуре.

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, со­зданных человечеством за определенный период своей истории.

Чтобы войти в контекст культуры общества и жить в гармонии с людьми и обществом, каждое новое поколение вынуждено приобретать знания о культуре данного общества, учиться взаимодействовать с ним, принять его основные ценности.

Число определений культуры – несколько сотен. При разнообразии формулировок выделяют три основных подхода.

В самом широком по­нимании культура – это:

  • все способы и результаты человеческой деятельности (все, что не является природой);
  • семиотическая (знаковая) система;
  • сово­купность ценностей.

Педагогика рассматривает культуру как способ взращивания чело­века, содержательную и деятельностную основу личности. Овладевая культурой общества (в том числе и в процессе образования), человек не только адаптируется к его постоянно изменяющимся условиям, но и становится способным к творческой активности, развивая как собствен­ную субъектность (т.е. активное начало со своим индивидуальным, не­повторимым опытом познания, переживаний, отношений, действий), так и общество, в котором он живет. В таком понимании образование высту­пает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключе­ния индивидов и в этом состоит его значение как социального явления.

Появившись вместе с возникновением общества, образование изме­няется, как и само общество, на каждом историческом этапе. Нравствен­ный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы.

Подытоживая все вышесказан­ное, воспользуемся характеристикой образования, представленной В.И. Слободчиковым: «Образование – это всеобщая культурно историческая форма становления и развития сущностных сил человека, его фундаментальных способностей, обретения им образа человеческого во времени истории и пространстве культуры, человека, способного к само­образованию, а тем самым и к саморазвитию как фундаментальной спо­собности человека становиться и быть подлинным субъектом своей соб­ственной жизни».

Основной путь приобретения образования – обучение в различных учебных заведениях, а также самообразование и самовоспитание.

Б.С. Гершунский выделил четыре аспекта явления «образование»: ценность, система, процесс, результат

Образование как ценность может быть осознанно при условии рас­смотрения его с трех позиций: как ценность личности, как ценность общества, как ценность государства.

Образование относится к сфере самореализации человека, является ценностью «само по себе», а не «для чего-то».

Образованность – одна из решающих жизненных ценностей. Большинство населения развитых стран мира при ранжировании жизненных ценностей отдает предпочтение образованию. Тяга к образованию обусловлена не только стремлением обрести знания как гарант извлечения материальных благ, но и осозна­нием необходимости широкой культуры.

Вместе с тем значение и цель образования оцениваются в разных странах по-разному. В Англии обра­зование расценивают в соответствии с будущим социальным положени­ем. В Германии и Франции заметна особая приверженность интеллекту­альному образованию. В США относятся к образованию в основном прагматично. Английский ученый М. Садлер, не без юмора замечает: «Когда речь заходит об образовании, немец спрашивает, что будет знать, француз – какие будут экзамены, американец – что будет уметь, англи­чанин – какая будет карьера».

Интересно
В отечественном образовании долгое вре­мя ценились традиции духовности, которые наполняют нашу культуру как один из источников содержания образования.

Подтверждение общечеловеческой ценности образования в совре­менном обществе заключается в том, что право человека на образование, закреплено в конституциях большинства стран.

В современном мире образование признается как ценность, абсолютное благо, показатель уров­ня развития индивидуальной и национальной культуры, личный и об­щественный капитал, оно является одним из факторов конкурентоспособности государств на мировой арене.

Под образованием традиционно понимают систему образовательных учреждений (государственных и негосударственных), отличающихся по уровню и профилю. В зависимости:

  • от объема полученных знаний и дос­тигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование;
  • по типу научных знаний – математичес­кое, биологическое, физическое, филологическое; по виду и мастерству освоения человеческой деятельности: музыкальное, хореографическое, художественное, техническое, медицинское, педагогическое;
  • по характеру и направленности – общее, профессиональное и политехническое.

Образование – это также процесс и результат деятельности соци­альных институтов (детский сад, школа, вуз и т.д.) и процесс и результат целостного становления личности человека (физического, интеллектуаль­ного, духовного), осуществляемого посредством приобщения к культуре.

Мы уже отмечали, что предпосылкой и результатом образования человека выступает культура. Связи образования и культуры неразрыв­ны. В процессе образования человек осваивает культурные ценности, образцы поведения и деятельности, устоявшиеся формы общественной жизни.

Все вышесказанное позволяет определить образование как социо­культурный феномен и еще раз обозначить социокультурные функции образования:

  • является способом социализации личности и преемственности поколений;
  • средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижени­ям науки, техники, культуры и искусства;
  • ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности;
  • обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоз­зрения, ценностных ориентаций и моральных принципов.

Структура и содержание образования непосредственно обусловливаются национальной культурой, в рамках которой оно действует.

В свою очередь образование выступает одним из ведущих культуротвор­ческих факторов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)