Понятие о педагогической деятельности

В обыденном значении у слова «деятельность» есть синонимы: труд, занятие дело. В науке деятельность рассматривается в связи с бытием человека и изучается многими областями знания: философией, психоло­гией, культурологией, педагогикой и т.д.

Понятие «деятельность» опре­деляется:

  • как специфическая форма общественно-исторического бытия людей;
  • как специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру;
  • как способ существования и развития людей, целе­сообразное преобразование ими природной и социальной действитель­ности.

Деятельность многообразна. Выделяют духовную и практическую деятельность, художественную и научную, репродуктивную и творчес­кую, профессиональную и любительскую т.д. Различают разнообразные виды профессиональной деятельности.

Педагогическая деятельность – это особый вид социальной дея­тельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для личностного развития и подготовку к выполнению определенных соци­альных ролей в обществе.

Педагогическая деятельность как явление общественной жизни по­явилась вместе с появлением человеческого сообщества. Она востребо­вана самой сущностью человека, поскольку ребенок довольно долго нуж­дается в помощи, поддержке, защите взрослых, специальном обучении и воспитании.

Сущность педагогической деятельности состоит в приобщении под­растающих поколений к культуре общества

Содержанием педагогичес­кой деятельности является обучение, воспитание, развитие, образование детей, создание оптимальных условий для их взросления. Ее своеобразие состоит в том, что она является «метадеятельностью», то есть деятельно­стью по организации другой деятельности (деятельности учащихся).

Педагогическая деятельность представляет собой скрещение основ­ных видов деятельности (М.С. Каган): познавательной (обучение и уче­ние), ценностно-ориентационной (внедрение в сознание учащихся сис­темы нравственных, правовых, эстетических ценностей), коммуникатив­ной (без общения невозможно ни обучение, ни воспитание), художественной. А в целом все это – практико-познавательная деятельность, так как педагог в результате профессиональной работы развивает, пре­образует, формирует личность.

Педагогическая составляющая есть в каждой деятельности, где пред­полагается общение людей. Профессионально-педагогическая деятель­ность осуществляется преднамеренно, только педагогами, имеющими педагогическое образование, в специально организованных образова­тельных учреждениях, при этом используются специальные формы (урок, занятие).

Профессиональная педагогическая деятельность есть система и последовательность целесообразных действий педагога, на­ правленных на достижение поставленных целей путем решения педа­гогических задач.

Профессиональная педагогическая деятельность:

  • целенаправленно обогащает мотивационно-потребностную сферу личности;
  • обучает определенным умениям и навыкам;
  • развивает способности.

Итогом педагогической дея­тельности являются обученность, воспитанность, уровень развития личности.

Деятельность родителей по воспитанию детей в семье, а также вос­питательная деятельность всех людей, не имеющих специального педа­гогического образования, является общепедагогической.

Основные признаки педагогической деятельности:

  • она носит преднамеренный характер и отделена от повседневной жизнедеятельности ребенка;
  • эта деятельность преследует определенную цель: научить ребенка чему-либо, воспитать его, развить способности, мышление, память, вооб­ражение;
  • цель педагогической деятельности во многом определяет содер­жание обучения, воспитания, образования;
  • ею занимается специальный человек, обладающий необходимыми знаниями и умениями;
  • для ее реализации существуют определенные формы (урок, заня­тия и др.);
  • ребенок обычно тоже понимает «особый», серьезный характер этой деятельности – он включается в особые отношения с педагогом (это отношения деловые, регламентированные);
  • результаты обучения могут быть проверены (знания и умения), ре­зультаты воспитания – менее очевидны, в силу многофакторности воспита­тельного воздействия и отдаленности результата воспитания по времени;
  • хороший педагог не ограничивается строго регламентированной деятельностью, а использует самые разные возможности своего влияния на ученика: неформальные беседы, доверительные разговоры, обсужде­ние волнующих ученика проблем, совет, поддержку, помощь.

Имея много общего с другими видами деятельности, педагогическая отличается от них некоторыми особенностями.

Особен­ности обозначенные в педагогической литературе:

  1. Объект педагогической деятельности (индивид, группа, коллек­тив) активен. Он стремится взаимодействовать с субъектом (педагогом), отзывается на оценку результатов деятельности, способен к саморазви­тию, к творчеству.
  2. Объект педагогической деятельности пластичен (изменчив), под­дается влиянию субъекта. Он постоянно развивается, меняются его по­требности, ценностные ориентации, интересы, а значит мотивы деятель­ности и поведения.
  3. Динамична, изменчива и сама педагогическая деятельность, по­скольку ее субъект (педагог), учитывая меняющуюся ситуацию, ищет оптимальный вариант педагогических действий и средств педагогичес­кого воздействия на объект воспитания.
  4. Результат педагогической деятельности может расходиться с на­меченной целью, поскольку на развитие индивида оказывают влияние и нерегулируемые факторы (окружающая социальная и природная среда, наследственные данные, СМИ) и т.д.
  5. Предмет и результат педагогической деятельности представляют собой не вещественный, а идеальный продукт, который не всегда наблю­даем впрямую.
  6. Педагогическая деятельность это деятельность преемственно­ перспективная. Субъект организуя ее опирается на предыдущий опыт и ориентируется на будущее, прогнозируя его.
  7. Педагогическая деятельность имеет поисково-творческий харак­тер. Эта особенность вызвана рядом причин: активностью объекта дея­тельности, многофакторностью влияний на объект, постоянной переменчивостью условий и обстоятельств, в которых осуществляется педагоги­ческая деятельность.

Специфической чертой педагогической деятельности является и ее совместный характер, поскольку в учебном процессе всегда участвуют два активных субъекта – учитель и ученик. К тому же совместный ха­рактер педагогической деятельности проявляется и в том, что ученик в процессе обучения взаимодействует не с одним педагогом, а с целой группой учителей. В свою очередь, педагогическая деятельность группы учителей будет наиболее оптимальной, эффективной, если тоже будет носить совместный, согласованный характер.

Особенность профессиональной педагогической деятельности состоит в том, что по содержанию:

  • это преобразовательная деятельность, на­ правленная на позитивное изменение в уровне знаний и личностных качеств воспитанников;
  • это коммуникативная деятельность, включаю­щая непосредственное и опосредованное взаимодействие с учащимися;
  • это ценностно-ориентационная деятельность, направленное на форми­рование системы социальных ценностей учащихся.

Педагогическая деятельность трудна и уникальна, она имеет слож­ную организацию и динамическую структуру. В качестве структурных компонентов любой деятельности, в том числе и педагогической, выде­ляют «мотив, цель, действия (операции), результат» (А.Н. Леонтьев).

Мотивы педагогической деятельности могут быть разные (напри­мер, мотив власти, как потребность в доминировании). Однако боль­шинство исследователей считают, что доминирующим мотивом педаго­гической деятельности является забота о развитии личности, содей­ствие продуктивному проживанию детства.

Системообразующей характеристикой педагогической деятельности выступает цель. Постановка педагогом цели как особый процесс (целеполагание) имеет решающее значение для всей деятельности и ее результа­тов.

Цель педагогической деятельности – явление историческое. Она фор­мируется как отражение тенденции социального развития. Предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духов­ных и природных возможностей, в ней заключены с одной стороны, инте­ресы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой – потребности и стремления отдельной личности.

Основными объектами цели педагогической деятельности считают воспитательную среду, дея­тельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельно­сти позволяет решить такие социально-педагогические задачи как форми­рование воспитательной среды, организация деятельности воспитанни­ков, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Высшая цель педагогической деятельности – развитие личнос­ти в гармонии с собой и социумом

Интегральной и системообразующей характеристикой деятельности педагога считают его личностную центрацию.

Выделяют семь основных центраций (А.Б. Орлов), каждая из которых может доминировать в педаго­гической деятельности в целом и в конкретной педагогической ситуации:

  1. Эгоистическая —центрация на интересах своего «Я».
  2. Бюрократическая —центрация на интересах (требованиях) админи­страции, руководства.
  3. Конфликтная (центрация на интересах коллег).
  4. Авторитетная —центрация на интересах (запросах) родителей.
  5. Познавательная —центрация на требованиях программы и средств обучения.
  6. Альтруистическая —центрация на интересах (потребностях) учащихся.
  7. Гуманистическая-центрация на интересах (проявлениях) своей сущ­ности и сущности других людей(учащихся, их родителей, коллег).

Гуманистическая центрация обеспечивает самую перспективную позицию педагога в образовательном процессе.

Основными видами педагогической деятельности является препо­давание и воспитательная работа.

Преподавание – специальная деятель­ность учителя, направленная на управление преимущественно познава­тельной деятельностью учащихся.

Воспитательная работа – это педаго­гическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников.

Преподавание и воспитательная работа взаимосвязаны. Обучая, учитель в то же время воспитывает. Воспитание невозможно без обуче­ния.

Кроме этих основных видов педагогической деятельности также выделяют: деятельность по самообразованию и самовоспитанию; управ­ленческую деятельность; организаторскую; методическую; внешкольную; научно-исследовательскую.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)