Непрерывное образование как средство самосовершенствования педагога

Идея совершенствования человека всегда присутствовала в учениях и мировоззрении передовых мыслителей (философов, педагогов, психо­логов и др.). Начиная с 60-х гг. XX в., в мировом сообществе получила распространение концепция пожизненного (постоянного) образования.

Концепция трактуется как разнообразный спектр формирования и раз­вития личности в течение всей жизни и рассматривается как взаимосвя­занный процесс школьного и внешкольного воспитания и обучения.

«Человек в системе образования» – это перманентное (постоянное, не­прерывное) состояние человека нового XXI в.

Непрерывное (пожизнен­ное, продолжающееся, возобновляющееся) образование явилось ответом на радикальные сдвиги в мировом сообществе, связанные с изменением структуры производства, интернационализацией общественной жизни, развитием новых технологий, движением к информационно ориентиро­ванному миру.

В условиях значительных социальных перемен усилива­ется потребность населения в непрерывном обновлении знаний и уме­ний. Подготовка человека, способного к самосовершенствованию в тече­ние всей жизни – важная задача современного образования.

Проблемы самосовершенствования и реализации творческого потен­циала человека изучает акмеология (от греч. Акте – вершина). В совре­менной акмеологии выделяют два основных направления: профессио­нальная акмеология и акмеология личности.

В профессиональной акме­ологии исследуются закономерности становления профессионализма личности на всех этапах ее жизнедеятельности, начиная с профессионального самоопределения.

Акмеология личности исследует закономерности и достижения вер­шин физического, интеллектуального и духовного развития человеком.

Одной из общемировых тенденций развития профессионального образования является тенденция к его непрерывному характеру. Опре­деление сущности непрерывного образования дано в докладе ЮНЕСКО «Учиться быть», где под ним понимается такое изменение способа бы­тия человека, когда он открывается новому опыту.

Смысл непрерывного образования заключается преимущественно в том, чтобы уже в условиях основного профессионального образования сформировать систему зна­ний, умений, качеств личности, позволяющих ей самостоятельно про­должать образовывать и совершенствовать себя, свободно ориентиро­ваться в сложном круге социальных и профессиональных проблем, ус­пешно адаптироваться к изменяющимся условиям и добывать необходи­мые ей знания и умения.

При осмысленном подходе к образованию че­ловек, наученный учиться и стремящийся к этому, окажется способным двигаться в том направлении, которое позволит ему максимально само­реализоваться.

Интенсивно развивающаяся в последние десятилетия акмеология (О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина А.А. Реан и др.) рассматривает саморазвитие и самосовершенствование педагога в каче­стве основных условий становления его как полноценного субъекта сво­ей жизни и профессиональной деятельности, способного достичь вер­шин мастерства, личностной и профессиональной зрелости и полностью реализовать свой творческий потенциал.

Непрерывное образование включает в себя специально организо­ванное обучение и самообразование.

Государственные образовательные учреждения (общеобразовательная школа, учебные заведения професси­онального образования, дополнительное образование, институты повы­шения квалификации) обеспечивают возможность непрерывного образования как специально организованного обучения.

В масштабном проекте «Образование мирового класса», обозна­чаются основные жизненные роли, которые предстоит освоить выпуск­ нику школы, чтобы быть востребованным и компетентным в обществе. Важнейшими среди них являются:

  1. Реализовавшаяся личность, хорошо осознающая свои способности и потребности, последовательно использующая полученные знания для жизненных выборов, позволяющих вести здоровый образ жизни, про­дуктивную, наполненную самоосуществлением жизнь.
  2. Личность со стремлением к поддержке других людей, умеющая ценить взаимоотношения с ними и развивать плодотворные взаимодей­ствия в системе семейных, личностных, деловых связей.
  3. Человек, находящийся в состоянии перманентного образования в течение всей жизни, способный постоянно приобретать новые знания и умеющий реагировать на изменяющиеся условия внешнего мира;
  4. Являться субъектом культуры, относиться к культуре как к цен­ности, понимать ее значение для личности и общества.
  5. Высококвалифицированный работник, способный брать на себя ответственность за высокое качество производимого им продукта.
  6. Гражданин, хорошо осведомленный в области права, истории, по­литики, экономики, социальных видов деятельности, граждански ответ­ственный.
  7. Защитник окружающей среды, осознающий сущностные взаимосвя­зи природных явлений и деятельности человека, ее природосохранный ха­рактер, что обеспечит регулирование и увеличение природных ресурсов.

Изменения в социально-экономической сфере современного общества потребовали новых личностных характеристик. Среди характеристик лич­ности XXI века приоритетное место занимает ее компетентность и про­фессионализм, обеспечивающие востребованность и конкурентоспособность в обществе.

Интересно
Конкурентоспособность педагога означает, что он должен об­ладать такими ведущими характеристиками: четкость целей и ценност­ных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность к непрерывному саморазвитию, про­фессиональному росту, стремление к качеству конечного продукта.

Ориентация на самосовершенствование в течение всей жизни – важ­нейшее условие эффективной профессиональной жизни педагога. Для этого учителю необходимо овладеть «методами работы с собой», «прак­тиками довооружения себя» в соответствии с поставленными целями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)