Компетентностный подход в подготовке учителя музыки

Радикальные изменения, происходящие в сферах материального и духовного производства, на рынках труда, в профессиональных структу­рах, в области социальных коммуникаций выдвигают новые требования ко всем специалистам. Это вызвало необходимость модернизации про­фессионального образования на компетентностной основе.

Необходи­мость компетентностного подхода назрела и в профессиональном педагогическом образовании, в связи, с чем происходит переориентация оценки результата педагогического образования с понятий «подготовленность», «образованность», «квалификация» на понятия «компетенция», профессиональная компетентность будущего учителя.

Понятие «компетенция» стало использоваться в 70-е гг. XX в. в США для определения качеств успешного профессионала. Изначаль­но, компетенция противопоставлялась специальным профессиональным знаниям и умениям и рассматривалась как самостоятельная универ­сальная составляющая успешной профессиональной деятельности в любой сфере.

Таким образом, с самого начала понятие «компетенция» не сводилось к владению только специальными знаниями и умениями (хотя и возникло в связи с качественной характеристикой профессио­нальной деятельности), а предполагало еще и некоторые социально­-личностные характеристики специалиста, приводящие его к успешной профессиональной деятельности.

Внимание акцентировалось на том, что мало быть хорошим специалистом, надо быть еще и хорошим со­трудником. Среди качеств такого сотрудника называли: инициатив­ность, умение брать на себя ответственность и принимать решения в неопределенных ситуациях, умение работать на общий результат в груп­пе, владеть культурой самообразования в ситуации недостатка профес­сиональных знаний для решения возникающих проблем в профессио­нальной деятельности.

В настоящее время понятие « компетентность», широко использует­ся в теории и практике общего и профессионального образования. Смыс­лом современного высшего профессионального образования является становление компетентного специалиста, способного свободно ориенти­роваться в сложных социально-культурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в быстроменяющихся условиях науки и производства.

Интересно
Главная идея компетентностного подхода состоит в том, что нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать опре­деленными личностными характеристиками и уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством хранилищах информации.

То есть компетентность предполагает способность че­ловека самостоятельно находить и использовать уже накопленные зна­ния в различных ситуациях и сферах жизни, отличных от тех, в которых они были приобретены.

Традиционная система высшего профессиональ­ного образования не рассчитана на реализацию этих целей. В связи с этим, ставится задача его обновления, при этом, определяющим услови­ем выступает усиление практической направленности содержания обра­зования при сохранении его фундаментальности.

Однако такая система ориентирована на достаточно активного, инициативного обучающегося, устремленного к личностному и профессиональному росту, владеющего навыками самообразования, способного осознанно и ответственно уп­равлять своей учебной деятельностью и собственным развитием.

Таким образом, компетентностный подход имеет личностную осно­ву и формируется в русле жизненных ценностей человека, в тесной вза­имосвязи с его способностями ставить перспективные цели, проявлять инициативу, брать на себя ответственность, управлять своей деятельно­стью.

На основе компетентностного подхода разработан образовательный стандарт Республики Беларусь для первой ступени высшего образова­ния по специальности «Музыкальное искусство».

Образовательный стандарт является государственным нормативным документом

В нем содержатся требования к уровню подготовки специ­алистов в вузе, содержанию образовательной программы и ее реализа­ции, к обеспечению образовательного процесса в вузе и итоговой аттес­тации по специальности в соответствии с целями и задачами будущей профессиональной деятельности специалиста. Образовательные стандар­ты, разработаны для каждой педагогической специальности.

Интересно
Согласно этому документу «Музыкальное искусство» – это специ­альность художественно-эстетического профиля, предметной областью которой является изучение музыки как искусства, отражающего дей­ствительность в звуковых художественных образах и активно воздей­ствующих на психику человека.

Преподаватель музыки – это квалификация специалистов с выс­шим педагогическим образованием, профессиональной областью кото­рого является музыкальное воспитание и развитие личности.

В этом же документе представлен перечень требуемой и прогнозиру­емой компетенции специалиста. При этом «компетентность» трактуется, как выраженная способность применять свои знания и умения, а «компетенция» рассматривается как знания, умения и опыт необходимые для решения теоретических и практических задач. Согласно стан­дарту будущий преподаватель музыки должны владеть группой академи­ческих, социально-личностных и профессиональных компетенций.

Академические компетенции, включают теоретические знания и эмпирические умения по изучаемым дисциплинам, способность опе­рировать научными категориями с целью познания сущности пред­мета.

Социально-личностные компетенции содержат культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей обще­ства и государства и умение следовать им.

Профессиональные компетенции предполагают наличие знаний и умений формулировать проблемы, решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранных сферах профессиональной деятельности – образовании, науке.

Компетентность преподавателя музыки предполагает сформированность ценностного отношения к образованию, способности и готовности ставить и реализовывать цели собственной образовательной деятельнос­ти, решать проблемы и противоречия, возникающие в ней.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)