Преподаватель музыки

Специальность – один из видов профессиональной деятельности внут­ри профессии.

Понятие «специальность» определяется как вид професси­ональной деятельности, требующий определенных знаний, умений и ком­петенций, приобретаемых путем обучения и практического опыта.

Педагогическая профессия реализуется в более чем 50 педагогичес­ких специальностях.

Педагогическая специальность – вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечи­вающих постановку и решение определенного класса профессионально­ педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.

Процесс современного обособления видов педаго­гической деятельности обусловлен существенным «усложнением» харак­тера воспитания, в связи изменением социально-экономических усло­вий жизни, последствиями научно-технического и социального прогрес­са. С другой стороны, увеличился спрос на квалифицированное обуче­ние и воспитание, который привел к появлению новых педагогических специальностей.

Основанием дифференциации по специальностям в педагогической профессии являются:

  • различные предметные области знаний науки, культуры, искусст­ва. Они выступают в качестве средства взаимодействия учителя и уча­щихся (например: математика, химия, музыка, изобразительное искусст­во, экономика, биология, физическая культура и др.)
  • возрастные периоды развития личности, отличающиеся в том числе, выраженной спецификой взаимодействия педагога с развивающейся личностью (дошкольный, младший школьный, подростковый возраст, юность и т.д.);
  • особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами (нарушения слуха, зрения, девиантное (от­клоняющееся) поведение, умственная неполноценность и др.).

В качестве примера можно назвать следующие педагогические спе­циальности: учитель-предметник, воспитатель, учитель начальных клас­сов, логопед, социальный педагог и т.д. Вместе с тем, деятельность педа­гогов разной специальности характеризуется общими однородными эле­ментами: общностью решаемых организационных и педагогических задач.

Специальность «Преподаватель музыки» имеет свои особенности связанные как с предметом преподавания (музыка) так и сферой воз­действия (эмоции и чувства учащихся).

Учитель музыки призван быть проводником высокой духовной музыкальной культуры, он является связующим звеном между музыкальным искусством и ребенком, так как урок музыки в общеобразовательной школе – единственная форма об­щего музыкального образования.

Мы уже говорили о том, что искусство, в том числе и музыка – важнейший путь социального наследования духовных ценностей и иде­алов общества. Однако, сама по себе музыка не всесильна. Мир музыки может стать или не стать достоянием личности.

Под изучением музыки, живописи, поэзии и т.д., подразумевается, прежде всего, изучение образ­цов искусства – музыкальных произведений, стихов, картин. Однако, духовный слой музыкальной культуры не знаниевый, а внутренний, личностный, одухотворяющий опыт общения с искусством. Учитель музыки, обладая психологическим пониманием ребенка как личности и верой в его силы, должен уметь вскрыть воспитательный потенциал мировой музыкальной культуры, который заключается, прежде всего, в духовности.

Духовность – сложное образование. Она определяется не только образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интере­сов, но предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, ос­мысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, рас­ширению своего сознания.

Это и особый эмоциональный строй личнос­ти, проявляющийся в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых – чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополу­чии.

Интересно
Значение слова «дух» (от латинского «спиритус») дуновение, тон­чайший воздух, дыхание. Психологи считают, что полностью бездухов­ных людей нет и духовность не находится в прямой связи со способно­стями и интеллектом человека. Духовным может быть человек со сред­ними способностями, в то время как талантливый человек может быть бездуховным.

Когда мы говорим о музыкальной культуре как части всей духов­ной культуры, то подчеркиваем, что становление ребенка, школьника как творца, как художника (а это и есть развитие духовной культу­ры) невозможно без развития фундаментальных способностей – ис­кусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать.

Специфика специальности преподавателя музыки общеобразователь­ной школы состоит в воспитании у учащихся культуры слушания и умения слышать музыку

Знания, умения и навыки предмета «Музыка» но сравнению с другими предметами, имеют принципиально иной ха­рактер.

На уроках музыки на первый план выступает не фиксации при­ обретаемых знаний, умений и навыков, которые конечно важны и нуж­ны, а выявление тех изменений, которые происходят в духовном мире ребенка. Под воздействием музыки, изменения в духовной сфере уча­щихся развиваются благодаря преломлению в его мыслях и чувствах нравственно-эстетического содержания музыки. Они позволяют выявить степень причастности личности к духовной культуре человечества.

«Учитель, по установившейся вульгарной традиции, это человек, которому надо подражать. Я с этим не согласен. Учитель в искусстве – это человек, который помог тебе стать самим собой» (И.А. Светлов).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)