Особенности музыкально педагогической деятельности преподавателя музыки

Профессиональная деятельность педагога-музыканта лежит на сты­ке двух важных областей человеческой деятельности – музыки и педаго­гики. Музыка обладает множеством свойств, качеств, функций, черт и опосредований с миром.

Музыка – это форма общественного сознания, средство познания мира, отрасль духовного производства, способ самовыражения личности, часть практической деятельности человека и его духовная деятельность.

Как духовная деятельность музыка вызвана к жизни специфической потребностью человека – эстетической.

Музы­кально-эстетическая потребность существует в единстве трех сторон: не­обходимости выражать, переживать и передавать другим эмоционально­ образное и духовно-нравственное содержание музыкального искусства.

Три основных вида музыкально-эстетической потребности лежат в ос­нове существования трех видов музыкальной деятельности: творчества, восприятия, исполнения

Музыкально-педагогическая деятельность как деятельность музыкаль­ная должна обеспечивать -овладение учащимися разными видами музы­кальной деятельности на основе удовлетворения их музыкально-эстети­ческих потребностей.

Как деятельность педагогическая, она заключается в формировании личности учащихся путем приобщения к общечеловечес­ким ценностям, которые содержатся в подлинно художественных образ­цах музыкальной культуры; в раскрытии творческих сил ребенка путем вовлечения его в посильную для него музыкальную деятельность с целью формирования музыкальной культуры, как части общей духовной куль­туры.

Таким образом, педагогическую деятельность учителя музыки пра­вомерно определять как музыкально-педагогическую.

Музыкально-педагогическая деятельность – целенаправленное и планомерно организованное взаимодействие учителя с учениками, на­ правленное на формирование и развитие личности учащихся средства­ми музыкального искусства.

Специфика музыкально-педагогической деятельности состоит в том, что она решает педагогические задачи сред­ствами музыкального искусства.

Интересно
Музыкально-педагогическая деятельность отличается многоплано­востью, предполагает владение учителем комплексом психолого-педагогических и специальных знаний, умений и навыков особой направ­ленности, связанных со спецификой музыкального искусства.

Это обус­ловлено тем, что уроки музыки включают и восприятие музыки, и ее хоровое исполнение, и ознакомление с музыкальными понятиями и музыкальное творчество.

Об этом писал еще Б.В. Асафьев: «Музыкаль­ный педагог в общеобразовательной школе не должен быть «спецом» в одной какой-либо области музыки. Он должен быть и теоретиком и регентом, но, в то же время и музыкальным историком, и музыкаль­ным этнографом, и исполнителем, владеющим инструментом, чтобы всегда быть готовым направить внимание в ту или иную сторону».

Л.Г. Арчажникова в содержание музыкально-педагогической деятель­ности включила педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу учителя, ос­нованную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать получаемые знания.

В структуре музыкально-педагогической деятельности выделяют следующие компоненты:

  • цели музыкально-педагогической деятельности как заранее про­гнозируемые результаты учебно-воспитательного процесса, направлен­ные на раскрытие индивидуальности учащихся и наиболее полную их самореализацию;
  • предмет музыкально-педагогической деятельности – музыкальное искусство, которое разворачивается перед учащимися в виде все более усложняющихся направлений, жанров, форм музыки;
  • содержание музыкально-педагогической деятельности определя­ется учебными программами и выступает как процесс передачи теорети­ческих и практических знаний в области музыки, овладение которыми позволяет учащимся переходить к творческому уровню осуществления практических видов музыкальной деятельности и самореализоваться в разных ее видах в соответствии с личными и общественными целями;
  • средства музыкально-педагогической деятельности представляют способы деятельности, направленные на достижение результата (рас­крытие индивидуальности учащихся и их самореализацию);
  • участники педагогического процесса – учитель и учащиеся. Все компоненты музыкально-педагогической деятельности являются дина­мическими, саморазвивающимися системами.

Э.Б. Абдуллин выделяет следующие виды музыкально-педагоги­ческой деятельности:

  • конструктивная профессиональная деятельность, направленная на осмысление содержания и способов художественно педагогического по­строения отельного урока музыки, целой четверти и т.д., воплощающих определенную идею и логику их развития;
  • музыкально-исполнительская деятельность (сольное пение учи­теля, пение учителя в ансамбле с детьми, игра на инструменте, дири­жирование), имеющая педагогическую направленность (ориентацию на детскую аудиторию; стремление увлечь детей музыкой на основе соб­ственного музицирования; вовлечение учащихся в совместную исполни­тельскую деятельность; пробуждение их творческих способностей).
  • коммуникативно-организаторская профессиональная деятельность, заключается в педагогическом руководстве разными видами и формами музыкально-познавательной и музыкально-творческой деятельности уча­щихся; в организации совместного с детьми «проживания» музыкально­го произведения, налаживания «обратной связи», регуляции эмоциональ­ного состояния учащихся в соответствии с определенной педагогичес­кой задачей; установление атмосферы эмоционально-духовного обще­ния, контакта между учителем и детьми, создание установки на возник­новение эмоционально-духовных отношений между детьми и музыкой в процессе ее личностного восприятия, воспроизведения.
  • исследовательская деятельность – направленная на изучение и творческое преобразование личности и деятельности учащихся в про­цессе музыкального образования; совершенствование содержания и про­цесса музыкального воспитания, обучения и развития; профессиональ­ное саморазвитие учителя музыки;
  • индивидуальный стиль деятельности как самобытный сплав лич­ностных и деятельностных качеств, способностей, умений, предпочте­ний учителя, которые делают его неповторимым и легко узнаваемым.

Музыкально-педагогическая деятельность носит творческий харак­тер, который может проявляться: в собственной музыкальной деятель­ности преподавателя музыки, в педагогическом общении с учащимися, в создании новых и преобразовании традиционных форм, методов, при­емов, средств музыкально-педагогической деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)