Культура самообразования и самовоспитания преподавателя музыки

Профессиональная деятельность человека предполагает его непре­рывную работу по саморазвитию и самотворчеству в пределах личност­ных возможностей.

Таким образом, каждый человек должен постоянно включаться в деятельность самосовершенствования, путем самовоспита­ния и самообразования, то есть посредством направленной на себя педа­гогической деятельности.

Интересно
Готовность и способность человека к личност­ному и профессиональному росту через самообразование и самовоспита­ние в течение всей жизни проявляется в таких компонентах, как: гносе­ологический (что человек знает), аксиологический (чем дорожит), твор­ческий (что умеет), коммуникативный (с кем и как общается), эстети­ческий (чем восхищается).

В профессии учителя необходимость постоянного самообразования одна из специфических профессиональных характеристик. Академик Д.С. Лихачев, обращаясь молодежи, писал: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь учить. Ибо знания все растут и усложняются».

Самообразование рассматривается обычно как «самообучение» («самонаучение») и как «самосозидание» («самосовершенствование»).

Са­мосовершенствование («самосозидание») – это деятельность человека, направленная на формирование у себя новых и усиление имеющихся позитивных качеств и свойств, умений и навыков, а также на коррекцию своих недостатков.

Самообучение понимается как частный случай самообразования, как самостоятельное обучение (научение) чему-либо (игра в шахматы, цве­товодство, игра на музыкальном инструменте и т.д.), оно подчинено тем же закономерностям, что и самообразование личности в целом. Поэтому обратимся к анализу сущности самообразования как деятельности само­совершенствования личности.

Самообразование в непрерывном образовании человека является связующим звеном между профессиональной подготовкой и последую­щим повышением квалификации и реализует потребность профессиона­ла быть состоятельной, независимой, конкурентоспособной личностью.

Самообразование выполняет определенные функции. Наиболее полно они представлены у М. Князевой:

  • экстенсивная – накопление, приобретение новых знаний;
  • ориентировочная – определение себя в образовательном простран­стве вуза, культуре города, своего места в обществе;
  • компенсаторная – преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании;
  • саморазвития – совершенствование личной картины мира, своего сознания, речи, памяти, мышления, творческих качеств;
  • методологическая – преодоление профессиональной узости, дост­раивание картины мира и своего места в мире;
  • коммуникативная – установление связей между науками, специальностями, возрастами;
  • сотворческая – достраивание деятельностей до уровня творчества;
  • омолаживания – преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в профессиональной деятельности;
  • психологическая – сохранение полноты бытия, жизненной энер­гии, силы личности;
  • геронтологическая – поддержание связей с миром и через них – жизнеспособности, жизнестойкости организма.

Самообразование может осуществляться систематически и ситуатив­но (когда знания и навыки приобретаются по мере возникновения по­ требности в них). Включение в процесс самообразования требует от чело­века умения рационально распределять и планировать свое время, орга­низовывать рабочее место, работать с разными источниками информации.

Источником самообразования учащейся молодежи является вся че­ловеческая культура

Среди множества определений культуры наиболее удачным в данном контексте представляются те из них, которые трактуют это социальное явление как фонд ценностей, созданных людьми и как способ творческого освоения мира, реализации сущностных сил индиви­да, социальной группы. В педагогической литературе получили характе­ристику источники, деятельность и результат самообразования как уже работающих специалистов, так и студентов.

Рассмотрим эти параметры применительно к будущим учителям музыки на примере таблицы.

Культура самообразования и самовоспитания преподавателя музыки

Профессиональное самообразование учителя музыки как самостоятельно осуществляемая деятельность включает:

  • педагогическое просвещение как освоение новых педагогических идей и ознакомление с новыми педагогическими технологиями в сфере общего музыкального образования;
  • овладение новыми ценностными установками, подходами в про­фессиональной музыкально-педагогической деятельности;
  • осмысление собственного музыкально-педагогического опыта и прогнозирование своей дальнейшей работы.

Результатом самообразования учителя являются развитые рефлек­сивные способности, используемые для решения музыкально-педагогических задач.

Рост профессионализма человека, его компетентности и конкурен­тоспособности не может осуществляться вне личностного роста, самосо­вершенствования.

Личностный рост – процесс саморазвития, в ходе которого человек приобретает способность управлять текущими событиями, формировать продуктивные открытые отношения с людьми, последовательно отстаи­вать свои взгляды, воспринимать жизнь во всем многообразии.

Отличительными признаками развитой личности являются:

  • способность и потребность брать на себя ответственность за свои действия;
  • умение удовлетворять свои потребности, нужды, не принося ущерб другим людям
  • достижение значительных успехов в профессиональной деятельности;
  • энергия и стойкость в повседневной жизнедеятельности;
  • открытость профессиональным переменам и новому жизненному опыту.

Точкой отсчета в самообразовании и самовоспитании педагога яв­ляется выбор идеала – образца, на который хотелось бы равняться. Это может быть конкретный человек или собирательный образ.

Механизмами самообразования и самовоспитания, личностного ро­ста являются: самопознание, самопобуждение, разработка программы профессионального и личностного роста, самореализация. Стартом са­мообразования и самовоспитания является самопознание.

Самопознание – это процесс сбора данных, накопление и первичная информация о самом себе (направленность, отдельные нравственные, волевые, эмоциональные процессы и особенности познавательной дея­тельности, характера, темперамента).

Без точного знания и оценки осо­бенностей своей личности учитель не может определить направление работы над собой. Результатом самопознания оказываются новые зна­ния о себе. Осмысление этой информации, ее интерпретацию называют самопониманием, результатом чего является обретение нового смысла в том, что человек уже о себе знал.

Приемами самопознания являются самонаблюдение, самоанализ, самоотношение, самооценка

Все внешние влияния и побуждения срабатывают только прелом­ляясь через внутренне «Я» личности, только будучи принятыми ею. Поэтому непосредственным источником побуждения к личностному росту является сам человек. Приемами самопобуждення могут быть: самоубеждение, самокритика, самоприказ, самообязательство, самопринуждение.

Профессиональное самовоспитание предполагает сознательную ра­боту по развитию своей личности как профессионала, тех профессио­нально необходимых качеств, отсутствие которых препятствует педаго­гической деятельности. Движущей силой и источником самовоспитания учителя называют потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Однако, эта потребность появляется только тогда, когда педагогическая деятельность становится для учителя личностной, глубоко осоз­нанной ценностью.

Культура самовоспитания проявляется в устойчивой потребности работать над собой и владении оптимальными для личности приемами самовоспитания. Эта потребность реализуется в умении формулировать цели, разрабатывать программу самовоспитания: выбирать те качества, совершенствование которых необходимо в первую очередь, продумы­вать, в чем конкретно они будут выражены; определять, по каким реаль­ным признакам можно судить о динамике развиваемого качества.

Разработка программы профессионального и личностного роста – это прогнозирование возможного совершенствования своей личности (развитие интеллекта, воли, характера, укрепление здоровья и др.).

Как правило, такая программа предполагает выработку своих жизненных правил, принципов и неукоснительное следование им в жизни. Наряду с программой самовоспитания можно составить план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум (на день, неделю, месяц). Для студентов деятельность по самовоспитанию более приемлемой может оказаться программа, состоящая из трех разделов: самопознание и самообразование; овладение навыками учебной работы в вузе; самовоспитание.

Не менее важна организация системы самосовершенствования по определенным направлениям:

  • способы работы над собой (самоубежде­ние, самовнушение, самоуправление);
  • организация деятельности для развития воли, умений, навыков, привычек поведения;
  • организация са­моконтроля (самоотчет, самооценка, самоанализ).

Итак, жизнь и профессиональная деятельность учителя, его достой­ное профессиональное бытие невозможно без самообразования и само­ воспитания в течение всей жизни.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)