Технология и методика

В педагогической литературе можно встретить различные варианты соотнесения понятий методика и технология. В одних случаях они рассматриваются как идентичные или, по крайней мере, легко взаимозаменяемые (Н.Е. Щуркова), тогда как в других — развиваются представления о технологии как о более общем, более широком понятии, чем методика, которая мыслится элементом педагогической технологии.

В этих случаях часто берутся разные уровневые их соотношения. Скажем, частная и конкретная методика рассматривается в рамках более общей технологии. Так,  по мнению В.П.Беспалько, диагностическая методика целеобразования является исходным пунктом разработки педагогической технологии.

Существует и фактически противоположное представление о технологии как о специфич- ной составной части методики, которая вбирает в себя понятие технологии. В этом смысле технология деятельности является как бы Логически-операциональным ядром  методики,  своеобразной ее основой.

Наиболее часто технология понимается как рациональное (довольно стабильное) сочетание нескольких последовательно примедаемых операций для получения какого-либо продукта. В этом смысле она становится близкой приведенному выше понятию «конкретная методика».

Действительно, уровень конкретной методики и есть самый технологичный ее уровень. Однако на основе одной и той же технологии могут быть построены различные конкретные методики, различающиеся задачами и содержанием деятельности, а также с различными тактическими вариациями в использовании отдельных технологических процедур.

Так, например, в основу методики подготовки или переподготовки педагогов могут быть положены технология коллективной мыследеятельности (выражаемая в различных формах организационно-деятельностных игр), технологии деловых и ролевых игр, технологии психологических и педагогических тренингов  и  др.

А, скажем, основой методики «коллективного творческого воспитания» может быть технология коллективной организаторской деятельности (И.П.Иванов).

Однако сама технология может существовать и самостоятельно, независимо от методики, стихийно, если она применяется самодельно и не «вписывается» в целостную систему организации деятельности, подчиняясь сознательно избранным стратегии и тактике педагогической деятельности и опосредуясь ими.

В отличие от технологии, основанной на объективированном прошостическом знании о механизмах получения желаемого резульуата, источником методики является обобщение положительного практического опыта конкретных носителей того или иного способа педагогической деятельности.

Зачастую методическое описание принимается на веру на основании профессионального авторитета ее создателей (носителей).

Если технология предстает как факт педагогической культуры общества в целом, методика принадлежит опыту конкретного субъекта, являясь достоянием локальной культуры и фактом его жизнедеятельности. Лишь на уровне постепенного обобщения (точнее было бы сказать — обобществления) этого опыта, методика приобретает более широкое звучание.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)