Уровни сформированности профессионального поведения

Профессиональное поведение имеет разные уровни сформированности. Изучение профессионального становления студентов педагогических колледжей и вузов, а также наблюдения за деятельностью педагогов самых разных возрастов и предметной направленности обнаруживают уровни сформированности профессионального поведения,  которые  метафорически можно  обозначить как непрофессиональность, аморфность, нормативность, стихийная креативность и концептуальность.

Ниже приведены их основные характеристики.

  1. Нпрофессиональность отличается спонтанностью, бессистемностью действий, неумением использовать в практикеческие знания для целесообразного построения деятельности, неспособностью актуализировать личностный потенциал в образовательной ситуации.

Технологичность подобного поведения фактически оказывается сведенной к нулю, если от природы человек не обладает таким свойством, как харизматичность, неосознанно позволяющим так или иначе влиять на аудиторию.

  1. Аморфность характеризуется размытостью, неоформленностью индивидуального профессионального стиля, ситуативностью проявления собственной педагогической позиции, частичным, фрагментарным овладением структурой метода и профессиональной деятельности. Данный тип поведения также не отличается технологичностью, хотя в нем могут спонтанно обнаруживаться отдельные приемы и формы, оказывающиеся эффективными.
  2. Нормативность соответствует эталонным моделям, обычно привнесенным в профессионально личностный опыт извне и освоенным путем подражания, воспроизведения,  тренинга.

Вместе с тем Нормативное поведение не отличается ярко выраженными индивидуальными характеристиками. Оно построено по образцу и характеризуется добросовестным и успешным копированием методических и технологических клише, чаще всего заимствованных у коллег.

4. Стихийная креативность. На общем нормативном фоне деятельности и установки на творческую работу у педагога проявляются «всплески» творческой деятельности в какой-то одной или нескольких областях профессиональной активности в виде интересных, самостоятельно найденных приемов, разработанных фрагментов учебного содержания, нестандартного решения педагогической ситуации.

Концептуальность. Для носителя концептуального поведения характерны ярко выраженный авторский «технологический почерк», устойчивость профессиональной позиции, теоретическая обоснованность действий, целостность педагогической деятельности.

Педагог, достигший в профессиональном поведении концептуально- го уровня, обнаруживает способность к построению оригинального образовательного контекста, к продуктивной работе в изменяющихся условиях. Методическое и технологическое творчество про- являются в данном случае как норма бытия в профессии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)