Технологические требования в модульном обучении

Осуществление модульного обучения требует разработки модульной программы, которая и служит специфическим средством модульного обучения. И разработка модульной программы, и организация педагогического процесса внутри каждого модуля характеризуются определённой этапностью.

Выделяются следующие этапы работы преподавателя (группы специалистов) по разработке модульной программы изучения учебной дисциплины:

  • выделение основных идей курса;
  • структурирование учебного содержания вокруг этих идей в определенные блоки;
  • формулирование комплексной дидактической цели (КДЦ);
  • выделение из комплексной дидактической цели интегрирующих дидактических целей (ИДЦ) и формирование соответственно им модулей (каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель);
  • подразделение каждой интегрирующей дидактической цели на частные дидактические цели (ЧДЦ) в связи с тем, что в модули входят крупные блоки содержания учебного материала;
  • выделение на основе частных дидактических целей учебных элементов (УЭ).

Частной дидактической цели соответствует в модуле один элемент обучения. В результате создается «дерево целей» (П. А. Юцявичене): вершина дерева – комплексная дидактическая цель для модульной программы; средний слой – интегрирующие дидактические цели для построения модулей и нижний слой – частные дидактические цели для построения учебных элементов (рис. 17). Важным является обеспечение осознания обучающимся тех целей и задач, которые предлагаются в модульной программе.

Технологические требования в модульном обучении

Структура модуля имеет большое значение для реализации обратной связи.

Установлена следующая оптимальная структура модуля:

  • целевой план действий;
  • банк информации;
  • методическое руководство по достижению дидактических целей;
  • резюме-обобщение информационного материала, представленного в модуле;
    контроль результатов.

Отслеживание качества образовательных результатов осуществляется через систему контроля: входного, текущего и промежуточного, выходного. Приступая к работе с новым модулем, необходимо провести входной контроль, показывающий уровень подготовленности обучаемого к его усвоению. Текущий и промежуточный контроль применяется после изучения каждого учебного элемента модуля. Текущий и промежуточный контроль осуществляются чаще всего в форме личного контроля (самоконтроля, взаимоконтроля, сверки с образцом и т. п.).

Оба вида контроля должны способствовать своевременному выявлению пробелов в усвоении знаний и умений с целью немедленного их устранения. Обобщающий (выходной) контроль обеспечивается в конце изучения каждого модуля. Обобщающий контроль должен показать уровень усвоения всего модуля, а также предполагает соответствующую доработку в случае выявления недостаточности усвоения обучающимися учебного материала.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)