Табу как основа нравственности

Предположим, какой-то человек по природе своей «степной волк», или, другими словами, индивидуалист-одиночка, не желающий связывать себя ни с какой ассоциацией людей и предпочитающий жить в полной изоляции. Такое, конечно, можно представить толь- ко в воображении, поскольку жизнь практически не дает нам подобных примеров.

Скорее всего, рано или поздно нашему «степному волку» надоест его одинокая «волчья» жизнь и он захочет вернуться в общество — устал, да и старость накатывается… Но что значит вернуться в общество или стать членом любого общества, не важно какого — общества филателистов, рыболовов-спортсменов, воровской шайки, потребительского кооператива, клуба любителей пива и т.д.?

Это значит, прежде всего, принять те правила, которые регламентируют жизнь данного общества, отношения между его членами и которые, соответственно, налагают на своих членов определенные обязанности. Стоит лишь какой-то группе людей сформироваться в какую-либо ассоциацию, она тут же становится источником нравственной жизни.

Другими словами, отношения внутри любого человеческого со- общества определяются признаваемыми всеми ее членами нормами. А что такое «нормы»? — Нормы — это правила, регулирующие, а тем самым, ограничивающие поведение людей некими рамками. Вот почему наш виртуальный «степной волк», присоединившись к какой-либо ассоциации людей, с первых же шагов начнет превращаться в нравственную личность, которой до этого момента он не был и быть не мог по определению.

Здесь могут возразить, что человек вступает в ту или иную ассоциацию все же по доброй воле, а значит, и по доброй воле принимает на себя нравственные обязательства, связанные с его членством.

Да, верно: человек по доброй воле вступает в брак, поступает в то или иное учреждение или на предприятие, становится членом какого- нибудь клуба или добровольного общества и т.д., хотя, замечу, что по большей части и эти действия человека детерминированы соответствующей социальной структурой, средой его обитания, воспитанием и многими другими вещами, так что «добровольность» и в данном случае носит весьма относительный характер.

Но, даже признавая факт добровольного вступления человека в ту или иную ассоциацию, нельзя не видеть, что эта «добровольность» заканчивается одновременно с моментом вступления, а дальше начинаются уже обязательства, по крайней мере, до той поры, пока он остается членом данной ассоциации. На этом построена вся общественная жизнь человека: ка- бы дело было иначе, не было бы оснований говорить о ней вообще.

Нисколько не греша против истины, можно утверждать, что любая общественная жизнь носит нормативный характер, будь то жизнь пчел, муравьев, обезьян или человека. Мы многого еще не знаем   о жизни упомянутых животных, поэтому единственное, что можно здесь сказать, — это то, что общественный ее характер определяется инстинктом.

Но ведь в глубинной своей сути тем же инстинктом определяется и нормативный характер общественной жизни человека. Все различие — в средствах и механизме этой организации. Нормативный характер общественной жизни человека определяется нравственными и правовыми нормами. Часть из них человек выполняет сознательно, другую часть — бессознательно, инстинктивно, подобно пчелам и муравьям.

Что касается «бессознательной» части, она формируется у человека с первых же шагов его жизни, во-первых, благо- даря архетипу и, во-вторых, через влияние окружающей культурной среды, вследствие чего у него образуются культурные привычки, которые сродни инстинкту.

Вот почему, чтобы быть хорошим членом общества, человеку не обязательно заканчивать не только университетский курс, но даже и начальную школу. В них он по преимуществу получает образование, воспитывает же его в основном среда, в кото- рой он живет и действует.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)