Способность воображения и разум человека

 Ни философия, ни тем более психология не прошли, разумеется, мимо такого удивительного феномена, как воображение человека. Лично мне не известен ни один представитель этих древних цехов умственного труда, который так или иначе не рассматривал бы его и не принимал в расчет в своих рассуждениях о природе человека.

В то же время отмечу, что мне не известен ни один представитель тех же «цехов», который придавал бы способности воображения то место и ту роль в развитии человека и культуры, которые придаю им я.

По большей части способность воображения рассматривается как некий курьез, как нечто дополнительное к «всемогущему разуму» и даже как нечто, что мешает ему, уводит его в сторону от пред- начертанной ему цели — цели постижения истины — в область всяких фантазий, выдумок, мифов и всего прочего.

«Hypotheses non fingo»*, — гордо изрек Ньютон, не понимая, что все его теории на самом деле — это сплошь гипотезы, плоды его богатого научного воображения. И в этом смысле у науки нет никаких оснований кичиться своей объективностью.

Разумеется, воображение воображению рознь. Благодаря ему од- ни творят сказки для детишек и всякие фантастические истории- небыли, другие — олимпийских богов, научные теории, высокие произведения искусства, планы социального переустройства общества, модели современных машин и приборов и т.д. и т.п.

Плоды воображения могут быть самыми разнообразными, как разнообразна и многогранна сама человеческая культура. Но вот как особая способность человеческого разума она присуща всем людям без исключения.

Способность эта как бы встроена в разум и психику человека (в его архетип) и проявляется у него буквально с первых же шагов жизни. В этом смысле достаточно посмотреть на детей и на их неуемную силу воображения.

Вот эта способность и есть та качественная грань, которая навеки отделила человека от остального животного мира, сделав их по сути дела чужими. Да, некоторых животных вполне можно «окультурить», то есть привить им навыки определенного поведения, научить выполнять какие-то виды работ или проделывать всякие фокусы.

Но этим исчерпывается их возможность «творчества». Сами они не могут ни развить у себя способности воображения, ни тем более передать другим сородичам в виде приобретенного опыта.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)