Масскультура и роль СМИ

Как считал Ортега-и-Гассет, ХХ столетие ознаменовано «восстанием масс», то есть выходом на арену активной творческой жизни тех, кто в прежние времена был ничем в социальном отношении.

Поскольку это и в самом деле так, то массы эти должны были неизбежно, благо- даря одной только своей «массовости», внести существенные изменения во все сферы культуры  и, в первую  очередь,  в искусство.  И они-таки внесли их.

Итак, на широкий простор исторической арены вышло новое поколение людей, для которых совсем еще недавно жизнь поистине была тяжелым бременем. С рождения они были окружены нуждой, запретами, ограничениями во всех сферах, и им оставалось только одно — покорно терпеть свою судьбу и приспосабливаться к существующим условиям.

Чтобы представить себе, какая огромная перемена произошла с этим низшим классом людей только за последние полтора столетия, стоит полистать известную работу Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии», списанную с натуры. Перемена разительная! Небо и земля! И эта перемена произошла почти повсеместно, а не в одной только Англии.

«Массы людей таким ускоренным темпом вливались на сцену истории, — отмечает Ортега-и-Гассет, — что у них не было времени, чтобы в достаточной мере приобщиться к традиционной культуре».

Здесь невольно возникает вопрос: а было ли у этих масс желание приобщаться к традиционной культуре? Ведь она не только не была их культурой, но, наоборот, была культурой чужой, даже в определенной мере враждебной им.

Вместе с собой они несли на ту же «сцену истории» собственную культуру, которой соответствовало и свое особое искусство. Его массовость, а тем самым и широкая популярность оказались решающим фактором в дальнейшей судьбе мирового искусства в целом, и оно развивалось дальше преимущественно под знаменем этой массовости.

Согласно Ортеге-и-Гассету, выходу масс на передний план истории способствовали три фактора: либеральная демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Эти факторы поставили социальные массы совершенно в новые жизненные условия, радикально противоположные прежним.

Они фактически перевернули все их бытие. Философ относит «исход» масс к концу XIX — началу ХХ столетия, но, думается, точнее было бы отнести его ко второй половине ХХ века, когда действительно плоды либеральной демократии и передовой технологии проявились в полную силу, и в западном мире началось становление «обществ потребления» с их материальным достатком, социальными благами, безопасностью и всем прочим.

Все это породило в обществах избыток нерастраченной энергии. Отсутствие или дефицит каналов для ее конструктивного «сброса» и социальная невостребованность этой энергии были важнейшими факторами в создании того, что получило название «масскультура» со всеми ее крайностями.

«Масскультура» оказалась тем емким резервуаром, куда стал стекать излишек энергии «восставших масс», главным образом молодежных. Думается, именно к ней, а не к массам вообще применима оценка Ортеги-и-Гассета. Это подтверждается и следующими его суждениями.

В качестве двух основных черт человека массы он выделяет две: безудержный рост жизненных вожделений и принципиальную неблагодарность ко всему, что дало ему возможность хорошо жить. Обе эти черты обычно характерны для психологии избалованных детей. Баловать — значит исполнять все желания, приучать к мысли, что все дозволено, что нет никаких запретов и никаких обязанностей.

«В былые времена, — замечает философ, — рядовому человеку приходилось ежедневно получать… суровые уроки элементарной [житейской] мудрости, так как мир был организован грубо и примитивно, катастрофы были обычны, не было ни изобилия, ни прочности, ни безопасности.

Сегодняшние массы живут в изобилии и безопасности; всё к их услугам, никаких усилий не надо, подобно тому как солнце само поднимается над горизонтом без нашей помощи. Не надо благодарить других за воздух, которым ты дышишь — ведь воздуха никто не делал, он просто есть. “Так положено”…

Избалованные массы настолько наивны, что считают всю нашу материальную и социальную организацию, предоставленную в их пользование наподобие воздуха, такой же естественной, как воздух…» Такое мировоззрение принципиально исключает любые авторитеты, с мнением которых стоило бы считаться.

Главный принцип жизни современного человека массы — жить в свое удовольствие. «Живи играючи!», как советовал один из рекламных телеклипов. В своей оценке Ортега-и-Гассет ссылается на Гёте, сказавшего как-то:

«Жить в свое удовольствие — удел плебея; благородный стре- мится к порядку и закону».

Так это ведь Гёте сказал, притом в «доисторические» времена, когда и масс-то, подобных нынешним, в помине не было. Если во времена Гёте и были «массы», то они в качестве «пушечного мяса» маршировали по странам Европы и отдавали свои жизни в многолетных «наполеоновских войнах».

В перерывах же между войнами эти массы были вынуждены неустанно трудиться не только для того, чтобы прокормить себя, но и произвести прибавочную стоимость, за счет которой, кстати, жили и Гёте, и все остальные представители «высокого искусства». Ссылка на Гёте понятна, но в наше время она уже не работает: она из разряда моральных сентенций типа «уступай место инвалидам и пожилым людям».

Коли уж ссылаться на авторитеты, то в данном случае, скорее, прав Аристотель, считавший, что «…люди образуют понятия блага и блаженства сообразно с жизнью, которую они ведут… Причем «толпа» видит благо в наслаждении».

Вот «толпа» — это и есть «масса».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)