Сущность стратегического управления закупками

Стратегическое управление закупками – это долгосрочная, непрерывная основа, направляющая требуемые адаптационные процессы на достижение корпоративных целей, базирующаяся на плане деятельности службы закупок, предназначенном для достижения заданных целей и решения поставленных задач.

Стратегическое видение закупочной деятельности предопределяется, во-первых, влиянием на результативность и эффективность деятельности компании, во-вторых, на уровень ее конкурентоспособности.

По оценкам американских специалистов, на каждый процент снижения затрат на закупки приходятся 12 % роста прибыли, что является лучшим результатом по сравнению с оптимизационными мероприятиями, реализуемые в других функциональных областях коммерческой деятельности.

Современные исследователи отмечают, что грамотный подход к организации закупок на предприятии посредством учета стратегических императивов и приоритетов корпоративной деятельности позволяют снижать расходы на закупки до 30 % и более.

Для осуществления эффективной закупочной деятельности крайне важно разработать общую стратегию закупок.

Она представляет собой совокупность стратегических параметров, сформулированных в виде следующих вопросов:

1. ЧТО:

  • стандартные или особые товары для потребностей конкретного заказа;
  • продукцию, имеющую сертификат качества, или нет.

2. СКОЛЬКО:

  • в большом или малом количестве;
  • доставка запаса со склада поставщика или консигнационного склада покупателя.

3. КОГДА:

  • предварительная закупка товаров;
  • сегодня или позже.

4. КТО:

  • централизованно или децентрализовано;
  • команда по управлению проектами или отдел снабжения.

5. ЦЕНА:

  • стандартная; пониженная; рыночная; с учетом расходов;
  • арендовать/производить/покупать оборудование.

6. ГДЕ:

  • местный или региональный поставщик;
  • национальный или иностранный;
  • крупный или мелкий;
  • единственный или многочисленные источники снабжения.

7. КАК:

  • переговоры или тендер;
  • системные или долгосрочные контракты, совместная покупка;
  • агрессивно или пассивно;
  • способы обмена информацией между покупателем и продавцом.

Как стратегическая функция, закупки формируют с одной стороны, границы корпоративной стратегии, с другой стороны, определяют план деятельности службы закупок, предназначенный для достижения заданных целей и решения поставленных задач. При правильной разработке стратегия связывает компанию с окружающей ее средой, применяя для этого процесс долгосрочного планирования.

В области закупок могут быть сформулированы следующие стратегические цели:

  • обеспечить непрерывный поток материалов и комплектующих, используемых предприятием;
  • свести инвестиции в закупки и потери к минимуму;
  • закупать материалы и комплектующие по оптимальным рыночным ценам;
  • поддерживать стандарты качества на закупаемую продукцию;
  • строить и развивать взаимовыгодные отношения с поставщиками;
  • стандартизировать закупаемую продукцию;
  • поддерживать конкурентоспособное положение компании;
  • построить гармоничные производственные рабочие отношения;
  • минимизировать административные затраты на выполнение закупок;
  • применять методику по оценке и переоценке поставщиков;
  • проводить оценку эффективности работы с поставщиками 1 раз в полгода.

Стратегии закупок относятся к функциональным стратегиям, однако ее формирование должно осуществляться как на корпоративном, так и оперативном уровне:

Сущность стратегического управления закупками

Сущность стратегического управления закупками

Стратегия закупок на уровне корпорации в обязательном порядке должна позволять произвести оценку предметных, количественных, качественных, ценовых, территориальных и экономических аспектов закупок.

Такая стратегия определяет непосредственно как сам процесс управления закупками и систему взаимоотношений с субъектами закупочной деятельности, так и связывать в единое целое следующие параметры: гарантия поставок, затраты, риски, взаимосвязи с окружающей средой, взаимосвязи с участниками цепей поставок, сильные стороны закупок, формирующие конкурентные преимущества компании.

Стратегии закупок на корпоративном уровне должны определять позицию и место отдела закупок в организационной структуре предприятия, устанавливать связь со стратегией общекорпоративного развития, этические аспекты снабжения в рамках общей политики в области этики компании, разрабатывать общие директивы в отношении базы поставщиков и качества закупаемых материальных ресурсов, формировать бюджеты на закупки и принимать решения, связанные с общей подготовкой и развитием персонала.

Основная задача стратегии закупок, разрабатываемой на корпоративном уровне – обеспечить целевую ориентацию развития отдела закупок на перспективу и разработать механизмы, обеспечивающие такое развитие.

Стратегии закупок на оперативном уровне должны позволять принимать управленческие решения по ключевым областям логистики закупок, которые сопряжены с ценами, источникам поступления внешних ресурсов в организацию.

Таким образом, стратегического управления закупками включает следующие взаимосвязанные элементы:

  • стратегическая ориентация – на оптимизацию закупочной деятельности, т. е. создание конкурентных преимуществ за счет повышения эффективности управления поставками (командная работа и обмен информацией, статус управления закупками в организационной среде компании);
  • долгосрочное планирование как свидетельство статуса управления закупками и отражение стремления последовательно реализовывать выбранную стратегию (разработка, регулярный пересмотр и согласование со стратегическими целями компании долгосрочного плана по закупкам);
  • стратегическое взаимоотношение с поставщиками (совместное стратегическое планирование, согласование целей, бизнес-процессов, инвестиционной деятельности, потребностей конечных потребителей);
  • компетенция оценки эффективности управления поставками (контроль деятельности поставщиков с помощью контроля качества, анализа ценностей, управления по целевым издержкам);
  • уровень развития организационных способностей (интеграция необходимых ресурсов в области управления закупками, эффективность бизнес-процессов, доступ к новым ресурсам);
  • результаты деятельности компании (изменение результатов деятельности компании в целом).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)