Сущность стратегического управления закупками
Стратегическое управление закупками – это долгосрочная, непрерывная основа, направляющая требуемые адаптационные процессы на достижение корпоративных целей, базирующаяся на плане деятельности службы закупок, предназначенном для достижения заданных целей и решения поставленных задач.
По оценкам американских специалистов, на каждый процент снижения затрат на закупки приходятся 12 % роста прибыли, что является лучшим результатом по сравнению с оптимизационными мероприятиями, реализуемые в других функциональных областях коммерческой деятельности.
Современные исследователи отмечают, что грамотный подход к организации закупок на предприятии посредством учета стратегических императивов и приоритетов корпоративной деятельности позволяют снижать расходы на закупки до 30 % и более.
Для осуществления эффективной закупочной деятельности крайне важно разработать общую стратегию закупок.
Она представляет собой совокупность стратегических параметров, сформулированных в виде следующих вопросов:
1. ЧТО:
- стандартные или особые товары для потребностей конкретного заказа;
- продукцию, имеющую сертификат качества, или нет.
2. СКОЛЬКО:
- в большом или малом количестве;
- доставка запаса со склада поставщика или консигнационного склада покупателя.
3. КОГДА:
- предварительная закупка товаров;
- сегодня или позже.
4. КТО:
- централизованно или децентрализовано;
- команда по управлению проектами или отдел снабжения.
5. ЦЕНА:
- стандартная; пониженная; рыночная; с учетом расходов;
- арендовать/производить/покупать оборудование.
6. ГДЕ:
- местный или региональный поставщик;
- национальный или иностранный;
- крупный или мелкий;
- единственный или многочисленные источники снабжения.
7. КАК:
- переговоры или тендер;
- системные или долгосрочные контракты, совместная покупка;
- агрессивно или пассивно;
- способы обмена информацией между покупателем и продавцом.
Как стратегическая функция, закупки формируют с одной стороны, границы корпоративной стратегии, с другой стороны, определяют план деятельности службы закупок, предназначенный для достижения заданных целей и решения поставленных задач. При правильной разработке стратегия связывает компанию с окружающей ее средой, применяя для этого процесс долгосрочного планирования.
В области закупок могут быть сформулированы следующие стратегические цели:
- обеспечить непрерывный поток материалов и комплектующих, используемых предприятием;
- свести инвестиции в закупки и потери к минимуму;
- закупать материалы и комплектующие по оптимальным рыночным ценам;
- поддерживать стандарты качества на закупаемую продукцию;
- строить и развивать взаимовыгодные отношения с поставщиками;
- стандартизировать закупаемую продукцию;
- поддерживать конкурентоспособное положение компании;
- построить гармоничные производственные рабочие отношения;
- минимизировать административные затраты на выполнение закупок;
- применять методику по оценке и переоценке поставщиков;
- проводить оценку эффективности работы с поставщиками 1 раз в полгода.
Стратегии закупок относятся к функциональным стратегиям, однако ее формирование должно осуществляться как на корпоративном, так и оперативном уровне:
Стратегия закупок на уровне корпорации в обязательном порядке должна позволять произвести оценку предметных, количественных, качественных, ценовых, территориальных и экономических аспектов закупок.
Такая стратегия определяет непосредственно как сам процесс управления закупками и систему взаимоотношений с субъектами закупочной деятельности, так и связывать в единое целое следующие параметры: гарантия поставок, затраты, риски, взаимосвязи с окружающей средой, взаимосвязи с участниками цепей поставок, сильные стороны закупок, формирующие конкурентные преимущества компании.
Стратегии закупок на корпоративном уровне должны определять позицию и место отдела закупок в организационной структуре предприятия, устанавливать связь со стратегией общекорпоративного развития, этические аспекты снабжения в рамках общей политики в области этики компании, разрабатывать общие директивы в отношении базы поставщиков и качества закупаемых материальных ресурсов, формировать бюджеты на закупки и принимать решения, связанные с общей подготовкой и развитием персонала.
Стратегии закупок на оперативном уровне должны позволять принимать управленческие решения по ключевым областям логистики закупок, которые сопряжены с ценами, источникам поступления внешних ресурсов в организацию.
Таким образом, стратегического управления закупками включает следующие взаимосвязанные элементы:
- стратегическая ориентация – на оптимизацию закупочной деятельности, т. е. создание конкурентных преимуществ за счет повышения эффективности управления поставками (командная работа и обмен информацией, статус управления закупками в организационной среде компании);
- долгосрочное планирование как свидетельство статуса управления закупками и отражение стремления последовательно реализовывать выбранную стратегию (разработка, регулярный пересмотр и согласование со стратегическими целями компании долгосрочного плана по закупкам);
- стратегическое взаимоотношение с поставщиками (совместное стратегическое планирование, согласование целей, бизнес-процессов, инвестиционной деятельности, потребностей конечных потребителей);
- компетенция оценки эффективности управления поставками (контроль деятельности поставщиков с помощью контроля качества, анализа ценностей, управления по целевым издержкам);
- уровень развития организационных способностей (интеграция необходимых ресурсов в области управления закупками, эффективность бизнес-процессов, доступ к новым ресурсам);
- результаты деятельности компании (изменение результатов деятельности компании в целом).
- Функционально-стоимостной анализ в закупочной деятельности
- Использование метода XYZ-анализа для оптимизации закупочных процедур
- Метод АВС-анализа и его применение в закупочной деятельности
- Модель категоризации продуктов Питнера Кралича
- SWOT-анализ как инструмент выявления параметров развития закупок
- PEST-анализ как метод оценки рисков при управлении закупками
- Основные стратегии закупок и характерные особенности
- Стратегическое управление взаимоотношениями поставщиков
- Метод выбора поставщика
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу