SWOT-анализ как инструмент выявления параметров развития закупок
WOT-анализ является важным этапом, полезным для предварительного формулирования закупочных стратегий и определения действий, сопутствующих эффективному управлению закупками. Методология SWOT-анализа предполагает выявление внутренних сильных и слабых сторон закупочной деятельности, а также внешних возможностей и угроз.
Таким образом, выявляются все параметры, влияющие на развитие ситуации и успешность снабжения и полученные данные используются для поиска баланса между ресурсами и возможностями фирмы с факторами и условиями внешней среды, в которой реализуются закупки.
При осуществлении SWOT-анализа используются следующие обозначения:
- Strengths – сильные стороны;
- Weakness – слабые стороны;
- Opportunities – возможности;
- Threats – угрозы.
Задачей SWOT-анализа закупок является идентификация ключевых факторов, которые должны учитываться при разработке закупочных стратегии.
Поэтому применительно к закупкам анализ проводился по 6 ключевым направлениям:
- Продукт (что вы закупаете?).
- Поставщики (у кого вы закупаете?).
- Процессы (как вы закупаете?).
- Цепь поставок (как продукция появляется у вас и/или у ваших клиентов?).
- Финансы (каковы цены, затраты и инвестиции?).
- Администрирование (как вы всем этим управляете?). Также следует учитывать, что ключевые факторы могут формироваться во внутренней и внешней среде предприятия и оказывать как прямое, так и косвенное воздействие.
К внутренней среде прямого воздействия принято относить структуру отдела закупок, имеющиеся ресурсы, корпоративную культуру, другие структурные подразделения, являющиеся участниками закупок посредством формирования потребности в приобретаемых материальных ресурсах.
Внутренняя среда косвенного воздействия включает другие структурные подразделения и процессы компании, а также акционеры. Внешняя среда прямого воздействия – это поставщики, потребители, конкуренты, таможня, ассоциации, альянсы, местные органы власти.
Внешняя среда косвенного воздействия представлена факторами макроокружения и включает политику, право, социально-демографические факторы, технологии, экологию, экономику, инвестиционный климат, физико-географические особенности региона. В таблице представлены примеры основных факторов, которые целесообразно учитывать в SWOT-анализе закупочной деятельности:
В зависимости от отрасли и уровни развития предприятия и службы, отвечающей за обеспечения предприятия материальными ресурсами, а также от распределения функционала и ответственности за снабжение между подразделениями компании, совокупность факторов может варьироваться. В связи с этим, необходимо выделить и сконцентрироваться действительно только на тех факторах, которые влияют на закупочную стратегию конкретной компании.
В литературных источниках совокупность факторов в развернутом виде с их градацией на внутренние и внешние включает:
1) внутренние:
- четко определены цели снабжения и стратегия;
- объемы закупок, возможность экономить на масштабе закупок;
квалификация и мотивация персонала (знают, что и как делать, умеют делать, имеют возможность делать, готовы выполнять, четко проявляют компетентность); - адекватные финансовые источники, доступность финансов;
- тесное сотрудничество с поставщиками, их заинтересованность, интеграция поставщиков, степень влияния на поставщиков, наличие долгосрочных контрактов и рамочных соглашений с основными поставщиками;
- оптимальный портфель поставщиков, наличие модульных и системных поставщиков;
- открытая информационная архитектура, надежность и качество данных;
- эффективность взаимодействия с другими службами/функциями компании;
- имидж компании на рынке и имидж закупок в компании;
- способность обеспечить надежность и управляемость сети поставок;
- возможность и способность создавать конкурентные преимущества компании в снабжении (низкие затраты, надежность поставок, высокая скорость реакции, стабильное качество, гибкость и др.);
- ассортимент закупок (многообразие, критичность для собственного производства, жизненный цикл товаров, технологичность, уникальность/серийность, заменимость, эластичность спроса и др.);
- система управления процессом закупок;
- способность снабжения участвовать в НИОКР и др.
2) внешние:
- тенденции развития рынка закупок;
- усиление/ ослабление власти поставщиков и их влияния;
- готовность поставщиков к кооперации и интеграции, изменение в квалификации потенциальных и действующих поставщиков; увеличение/уменьшение/изменение спроса потребителей и, как следствие, изменение потребностей производства;
- усиление/ослабление ограничений в законодательстве, влияющем на закупочную деятельность;
- выход на рынок компаний с более высокотехнологичным продуктом, заменяющим ваши продукты;
- ужесточение конкуренции и необходимость серьезного сокращения издержек в процессе закупок;
- появление новых технологий производства;
- изменение стратегии развития компании, в т. ч. выход на новые рынки и/или диверсификация;
- возможность объединения с другими компаниями для совместных закупок;
НИОКР и разработка новой продукции и новых технологий в компании;
убежденность и целенаправленность менеджмента компании и т. д.
После определения факторов, необходимо осуществить их ранжирование с точки зрения влияния каждого фактора на эффективность закупок. Результаты исследования внешней и внутренней сред предприятия заносятся в матрицу, которая наглядно демонстрирует существующие слабые и сильные стороны организации, а также возможности и угрозы.
Внутренние сильные стороны представляют собой позитивные характеристики закупок, которые могут быть использованы для достижения стратегических целей. Внутренние слабые стороны – это внутренние характеристики закупок, которые выступают ограничителями деятельности организации и негативно на неё воздействуют.
Внешние возможности – это особенности внешней среды, которые способствуют (или могли бы способствовать) достижению стратегических целей в области закупок. Внешние угрозы формируются теми факторами, которые могут препятствовать достижению стратегических целей закупочной деятельности.
Общий вид матрицы SWOT-анализа представлен на рисунке 4.1:
Проведя анализ значимости факторов, разрабатывают комплекс стратегических мероприятий, позволяющих достичь необходимого состояния сферы закупок, включающих:
- мероприятия, которые необходимо провести, чтобы использовать сильные стороны управления закупками для увеличения возможностей компании (поле SO);
- мероприятия, которые необходимо провести, преодолевая слабые стороны и используя представленные рыночные возможности (поле WO);
- мероприятия, которые используют сильные стороны закупок для нейтрализации рисков (поле ST);
- мероприятия, которые минимизируют слабые стороны для избежания угроз (поле WT):
Эту матрицу можно детализировать по определенным направлениям снабжения: управление поставщиками, управление процессами, управление ассортиментом и управление затратами.
- Функционально-стоимостной анализ в закупочной деятельности
- Использование метода XYZ-анализа для оптимизации закупочных процедур
- Метод АВС-анализа и его применение в закупочной деятельности
- Модель категоризации продуктов Питнера Кралича
- PEST-анализ как метод оценки рисков при управлении закупками
- Основные стратегии закупок и характерные особенности
- Стратегическое управление взаимоотношениями поставщиков
- Метод выбора поставщика
- Стратегический подход к выбору источников удовлетворения потребностей
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу