SWOT-анализ как инструмент выявления параметров развития закупок

WOT-анализ является важным этапом, полезным для предварительного формулирования закупочных стратегий и определения действий, сопутствующих эффективному управлению закупками. Методология SWOT-анализа предполагает выявление внутренних сильных и слабых сторон закупочной деятельности, а также внешних возможностей и угроз.

Таким образом, выявляются все параметры, влияющие на развитие ситуации и успешность снабжения и полученные данные используются для поиска баланса между ресурсами и возможностями фирмы с факторами и условиями внешней среды, в которой реализуются закупки.

При осуществлении SWOT-анализа используются следующие обозначения:

  • Strengths – сильные стороны;
  • Weakness – слабые стороны;
  • Opportunities – возможности;
  • Threats – угрозы.

Задачей SWOT-анализа закупок является идентификация ключевых факторов, которые должны учитываться при разработке закупочных стратегии.

Поэтому применительно к закупкам анализ проводился по 6 ключевым направлениям:

  1. Продукт (что вы закупаете?).
  2. Поставщики (у кого вы закупаете?).
  3. Процессы (как вы закупаете?).
  4. Цепь поставок (как продукция появляется у вас и/или у ваших клиентов?).
  5. Финансы (каковы цены, затраты и инвестиции?).
  6. Администрирование (как вы всем этим управляете?). Также следует учитывать, что ключевые факторы могут формироваться во внутренней и внешней среде предприятия и оказывать как прямое, так и косвенное воздействие.

К внутренней среде прямого воздействия принято относить структуру отдела закупок, имеющиеся ресурсы, корпоративную культуру, другие структурные подразделения, являющиеся участниками закупок посредством формирования потребности в приобретаемых материальных ресурсах.

Внутренняя среда косвенного воздействия включает другие структурные подразделения и процессы компании, а также акционеры. Внешняя среда прямого воздействия – это поставщики, потребители, конкуренты, таможня, ассоциации, альянсы, местные органы власти.

Внешняя среда косвенного воздействия представлена факторами макроокружения и включает политику, право, социально-демографические факторы, технологии, экологию, экономику, инвестиционный климат, физико-географические особенности региона. В таблице представлены примеры основных факторов, которые целесообразно учитывать в SWOT-анализе закупочной деятельности:

SWOT-анализ как инструмент выявления параметров развития закупок

В зависимости от отрасли и уровни развития предприятия и службы, отвечающей за обеспечения предприятия материальными ресурсами, а также от распределения функционала и ответственности за снабжение между подразделениями компании, совокупность факторов может варьироваться. В связи с этим, необходимо выделить и сконцентрироваться действительно только на тех факторах, которые влияют на закупочную стратегию конкретной компании.

В литературных источниках совокупность факторов в развернутом виде с их градацией на внутренние и внешние включает:

1) внутренние:

  • четко определены цели снабжения и стратегия;
  • объемы закупок, возможность экономить на масштабе закупок;
    квалификация и мотивация персонала (знают, что и как делать, умеют делать, имеют возможность делать, готовы выполнять, четко проявляют компетентность);
  • адекватные финансовые источники, доступность финансов;
  • тесное сотрудничество с поставщиками, их заинтересованность, интеграция поставщиков, степень влияния на поставщиков, наличие долгосрочных контрактов и рамочных соглашений с основными поставщиками;
  • оптимальный портфель поставщиков, наличие модульных и системных поставщиков;
  • открытая информационная архитектура, надежность и качество данных;
  • эффективность взаимодействия с другими службами/функциями компании;
  • имидж компании на рынке и имидж закупок в компании;
  • способность обеспечить надежность и управляемость сети поставок;
  • возможность и способность создавать конкурентные преимущества компании в снабжении (низкие затраты, надежность поставок, высокая скорость реакции, стабильное качество, гибкость и др.);
  • ассортимент закупок (многообразие, критичность для собственного производства, жизненный цикл товаров, технологичность, уникальность/серийность, заменимость, эластичность спроса и др.);
  • система управления процессом закупок;
  • способность снабжения участвовать в НИОКР и др.

2) внешние:

  • тенденции развития рынка закупок;
  • усиление/ ослабление власти поставщиков и их влияния;
  • готовность поставщиков к кооперации и интеграции, изменение в квалификации потенциальных и действующих поставщиков; увеличение/уменьшение/изменение спроса потребителей и, как следствие, изменение потребностей производства;
  • усиление/ослабление ограничений в законодательстве, влияющем на закупочную деятельность;
  • выход на рынок компаний с более высокотехнологичным продуктом, заменяющим ваши продукты;
  • ужесточение конкуренции и необходимость серьезного сокращения издержек в процессе закупок;
  • появление новых технологий производства;
  • изменение стратегии развития компании, в т. ч. выход на новые рынки и/или диверсификация;
  • возможность объединения с другими компаниями для совместных закупок;
    НИОКР и разработка новой продукции и новых технологий в компании;
    убежденность и целенаправленность менеджмента компании и т. д.

После определения факторов, необходимо осуществить их ранжирование с точки зрения влияния каждого фактора на эффективность закупок. Результаты исследования внешней и внутренней сред предприятия заносятся в матрицу, которая наглядно демонстрирует существующие слабые и сильные стороны организации, а также возможности и угрозы.

Внутренние сильные стороны представляют собой позитивные характеристики закупок, которые могут быть использованы для достижения стратегических целей. Внутренние слабые стороны – это внутренние характеристики закупок, которые выступают ограничителями деятельности организации и негативно на неё воздействуют.

Внешние возможности – это особенности внешней среды, которые способствуют (или могли бы способствовать) достижению стратегических целей в области закупок. Внешние угрозы формируются теми факторами, которые могут препятствовать достижению стратегических целей закупочной деятельности.

Общий вид матрицы SWOT-анализа представлен на рисунке 4.1:

SWOT-анализ как инструмент выявления параметров развития закупок

Проведя анализ значимости факторов, разрабатывают комплекс стратегических мероприятий, позволяющих достичь необходимого состояния сферы закупок, включающих:

  • мероприятия, которые необходимо провести, чтобы использовать сильные стороны управления закупками для увеличения возможностей компании (поле SO);
  • мероприятия, которые необходимо провести, преодолевая слабые стороны и используя представленные рыночные возможности (поле WO);
  • мероприятия, которые используют сильные стороны закупок для нейтрализации рисков (поле ST);
  • мероприятия, которые минимизируют слабые стороны для избежания угроз (поле WT):

SWOT-анализ как инструмент выявления параметров развития закупок

Эту матрицу можно детализировать по определенным направлениям снабжения: управление поставщиками, управление процессами, управление ассортиментом и управление затратами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)