Метод выбора поставщика

При выборе поставщика также можно воспользоваться одним из методов. Метод «Идеальный поставщик» – определяется показатель идеального поставщика, и каждый из поставщиков сравнивается с идеалом.

Метод доминирующих характеристик. Метод состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т. п.

Преимущество этого метода – в простоте, а недостаток – в игнорировании остальных факторов – критериев отбора.

Метод оценки затрат. Этот метод иногда называют затратно-коэффициентным методом или «методом миссий». Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий) и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий).

Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли). По существу это – разновидность метода ранжирования (критериев) по стоимости.

Метод интересен с точки зрения стоимостной оценки и позволяет определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа большого объема информации по каждому поставщику.

Метод категорий предпочтения. В этом случае оценка поставщика, в том числе и выбор способа его оценки, зависит от информации, стекающейся из многих подразделений компании.

Инженерные службы дают свою оценку способности поставщика производить высокотехнологичную продукцию и могут компетентно судить о ее качестве, диспетчерская докладывает о сроках доставки закупаемых материальных ресурсов, производственные отделы – о простоте и удобстве пользования материальных ресурсов в производственном процессе.

Такой метод подразумевает наличие обширной и разнообразной информации из множества источников, которая позволяет рассматривать каждый фактор наравне с остальными, в то время как для компании, возможно, какой-то фактор является ключевым, например, простота использования продукции в производственном процессе.

Метод рейтинговых оценок (балльный метод). Наиболее распространенным методом выбора поставщика можно считать метод рейтинговых оценок, который, в свою очередь, является разновидностью метода категорий предпочтения.

В основе балльного метода лежит оценка каждого поставщика по балльной шкале. Весомость каждого фактора определяется менеджером, выбирающим поставщика. Рейтинг поставщика рассчитывается как общая сумма произведений оценки поставщика по каждому фактору на весомость этого фактора (табл. 3.5).

Метод выбора поставщика

Рейтинг поставщика определяется выражением:

Метод выбора поставщика

Недостатком данного метода является высокая степень субъективности оценок, особенно в выборе весомости критериев. Метод попарных сравнений имеет несколько модификаций. Один из них это вариант «лучше-хуже». В его основе лежит система оценок «0,8» и «1,2». Это означает, что если один поставщик лучше другого по оцениваемому критерию (фактору), то он получает оценку «1, 2», а другой – «0,8».

Подобным образом оценивается и весомость факторов. Сравнение поставщиков производится по строкам. По диагонали матрицы смежности как правило, оценка равна «1», так как поставщики оцениваются относительно самих себя. В результате обработки полученной матрицы определяют рейтинг поставщика (табл. 3.6).

Основным недостатком данной модификации метода попарных сравнений является то, что система оценок не позволяет при необходимости указать, насколько один поставщик или фактор лучше или важнее в конкретной ситуации.

Метод выбора поставщика

Другая модификация метода попарных сравнений, применяемая чаще других, называется метод анализа иерархий (МАИ). При использовании этого метода оценивается большой объем информации, после чего принимается решение о выборе поставщика.

Метод предполагает постоянное сравнение двух факторов на основе шкалы предпочтений. В таблице 3.7 приведена примерная шкала важности МАИ.

Метод выбора поставщика

Если фактору i при сравнении с j присваивается одно из приведенных значений в табл. 7, то фактору j по сравнению с i присваивается обратное значение (1/значение). Если над диагональю находится целое значение, то под диагональю – его обратное значение. То есть если у одного фактора оценка 9 («абсолютное предпочтение»), то у другого 1/9 или 0,11 («фактор незначительный») и т. д.

В основе шкалы метода лежит способность человека производить количественные разграничения между пятью определениями:

  • равный;
  • слабый;
  • сильный;
  • очень сильный;
  • абсолютный.

Если требуется большая точность, между перечисленными определениями можно принять компромиссные. После попарной оценки факторов рассчитывается произведение значений их оценки по строкам, а затем из полученного значения извлекается корень той степени, какое количество факторов оценивается. Весомость фактора определяется делением значения, полученного извлечением корня, на сумму этих значений по всем факторам. В результате сумма весомости всех факторов должна быть равна единице.

Для контроля правильности сравнения факторов рассчитывается показатель согласованности (ПС) как сумма произведений суммы значений оценки фактора в строке и в столбце по каждому фактору. Затем рассчитывается индекс согласованности (ИС) как частное от деления разности ПС и количества факторов на разность количества факторов и единицы.

Еще один метод оценки поставщиков часто называют логистическим. В его основе лежит логистическая кривая, которая является итогом дополнительных затрат на поставку. В случае превышения прибыльности от смены поставщика над дополнительными затратами на организацию новой поставки делается выбор в пользу нового сотрудничества.

Статистический метод оценки поставщиков, который основан на статистике показателей работы поставщиков по критериям (цена, качество, надежность и др.) позволяет произвести их отбор с учетом динамики этих показателей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)