Стратегическое управление взаимоотношениями поставщиков

Управление поставщиками (SRM (Supplier Relationship Management)) – это организация, управление и создание «портфеля (базы) поставщиков», которые предусматривают три вида деятельности:

  • управление базой поставщиков;
  • воздействие на поставщиков;
  • интеграция поставщиков.

База поставщиков – это количество, характеристика, адреса поставщиков, которые снабжают предприятие сырьем и материалами. Они могут быть организованы по группам товаров или поставщиков либо содержать информацию обо всех поставщиках, с которыми работает предприятие.

Типовыми целевыми стратегическими показателями формирования базы поставщиков являются (рис. 3.4):

  • количество поставщиков (на переднем плане стоит оптимизация, т. е. увеличение или уменьшение количества поставщиков);
  • состав поставщиков (целью является выбор такой комбинации поставщиков, которая соответствовала бы будущим требованиям, предъявляемым к поставщикам в области технологической и производственной компетенции);
  • типы отношений (в «портфеле (базе) поставщиков» должны присутствовать оба типа отношений: построенные по принципу экономической целесообразности и партнерские);
  • региональное распределение поставщиков (база поставщиков может быть составлена в соответствии с долями присутствия в ней международных поставщиков и их региональных подразделений);
  • риски, связанные с поставщиками (каждое отношение с поставщиком содержит в себе риск, что поставщик не произведет требуемые поставки);
  • доля поставщиков, имеющих сертификацию по нормам ISO 9001.

Стратегическое управление взаимоотношениями поставщиков

Управление базой поставщиков предполагает следующие действия:

  • оптимизацию количества поставщиков;
  • сегментацию базы поставщиков;
  • составление характеристик поставщиков;
  • выбор поставщиков;
  • управление ведущими (ключевыми) поставщиками;
  • привлечение к работе с поставщиками высшего управленческого звена;
  • проведение оценки поставщиков;
  • проведение аудита поставщиков;
  • установление связи с поставщиками;
  • организацию графика встреч с поставщиками;
  • награждение поставщиков.

Управление базой поставщиков базируется на классификации поставщиков (таблица 3.8).

Стратегическое управление взаимоотношениями поставщиков

Стратегическое управление взаимоотношениями поставщиков

Стратегическое управление взаимоотношениями поставщиков

Управление базой поставщиков подразумевает также определение оптимального количества поставщиков. В случае неоправданно большой базы поставщиков целесообразно ее сокращение.

Цели снижения количества поставщиков:

  • эффективная организация цепочки создания стоимости;
  • создание пулов (консорциумов) объединенных объемов закупок;
  • снижение затрат на аудит в снабжении;
  • снижение складских запасов;
  • возможность выборочного создания партнерских отношений с поставщиками;
  • концентрация незначительных ресурсов на управлении наиболее мощными поставщиками;
  • концентрация на деловых отношениях с поставщиками, сертифицированными в соответствии с нормами ISO 9001.

Процесс снижения количества поставщиков должен проводиться по каждой группе товаров. Цели направления воздействий на поставщиков определяются на основе анализа расхождений между требованиями к поставщикам и эффективности их поставок.

В зависимости от степени такого расхождения возможны следующие альтернативы:

  • смена поставщика;
  • воздействие на существующего поставщика;
  • начало работ с потенциальным поставщиком;
  • приобретение предприятия-поставщика (инсорсинг).

Наиболее продуктивным направлением работы с поставщиками считается помощь в повышении эффективности и производительности поставщиков через процесс развития поставщиков.

Процесс развития поставщика подразумевает любые действия закупочной компании по отношению к поставщику с целью повышения его производительности или мощностей и удовлетворения краткосрочных и долгосрочных потребностей закупочной компании в поставках.

Фирмы-покупатели могут реализовывать несколько различных стратегий, нацеленных на улучшение производительности и развитие всех возможностей своих поставщиков:

  1. Стимулирование соревновательности (конкуренции). Фирмапокупатель может управлять поставщика и, усиливая среди них конкуренцию посредством стратегии множественных источников снабжения.
  2. Системная оценка и сертификация. Фирма-покупатель может использовать различные методики для оценки поставщика по таким параметрам, как качество, доставка, уровень расходов, технические возможности и механизмы управления.
  3. Прогрессивная система стимулов (инцентивы). Фирма-покупатель может выступать с широкими инцентивами, касающимися поставщиков и включающими увеличение объема бизнес-операций, определение приоритетных направлений в бизнесе, использование различных методов поощрения и совместные схемы снижения издержек.
  4. Прямое участие в деятельности.

Фирма-покупатель может проактивным образом развивать поставщиков, принимая непосредственное участие в их деятельности.

Прямое вовлечение подобного рода может включать следующие направления:

  1. Инвестиции в основные фонды и оборудование.
  2. Частичное приобретение фирмы поставщика.
  3. Вложения в человеческий капитал и организационные ресурсы.

В результате интенсификации взаимодействия отношения сторон проходят путь от соперничества к партнерству. Конечная стадия процесса называется «интеграцией поставщиков». Концепция интеграции поставщиков, весьма популярная в настоящее время, исходит из того, что потребители и необходимые им поставщики сырья, материалов, комплектующих и упаковки в ходе совместной работы могут лучше оценить затраты, количество и сроки поставок.

В современном бизнесе принцип «Я выиграл, а ты проиграл» сменяется принципом «Я выиграл, и ты выиграл». Интеграция поставщиков производится для снижения издержек и времени бизнес-процессов, а также повышения их качества.

Можно выделить различные тенденции интеграции с поставщиками, в том числе: интегрированные операции (должно быть, прежде всего, регулирование решающих операций, таких как разработка новых товаров, возобновление запаса материалов и оплата за счет создания группы по развитию поставщиков).

Задача этих групп состоит в сотрудничестве с поставщиками с целью изучения способов регулирования, например, поиск возможностей создания общего «информационного канала» между производителем и потребителем или разработка общих идентификационных кодов изделия; – синхронное производство (прозрачность информации, идущей как вверх, так и вниз по цепочке, является необходимым фактором для синхронизации деятельности).

Например, у поставщика должен быть доступ к предварительному производственному плануграфику потребителя, а заказчик должен иметь возможность заглянуть «на склад» к поставщику. Виртуальная цепочка поставок связывает партнеров посредством общей информационной системы и позволяет видеть всю цепочку, таким образом, информация «заменяет» запасы.

Еще один подход, направленный на улучшение синхронных операций в цепочке поставок – это управляемый поставщиком запас товаров (VMI (Vendormanaged Inventory)1). В данном случае поставщик берет на себя ответственность за планирование и контроль запасов клиента.

Преимущество состоит в том, что благодаря обмену информацией устраняется большая доля неопределенности в цепочке поставок. Тем самым значительно снижается потребность в страховых резервных запасах. Завершающим этапом развития взаимоотношений с поставщиками является мониторинг эффективности взаимодействия с поставщиками и бенчмаркинг.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)