Метод АВС-анализа и его применение в закупочной деятельности

Метод ABC и XYZ-анализа представляют собой инструменты категорийного менеджмента, необходимые для принятия рациональных решений в закупочной деятельности. В основе метода лежит принцип Парето более известный как «принцип 20/80» − эмпирическое правило, согласно которому (в наиболее общем виде) 20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий − лишь 20 % результата, согласно которому контроль относительно небольшого количества элементов позволяет контролировать ситуацию в целом.

Принцип является универсальным и применим к любой области деятельности, поскольку позволяет концентрировать усилия на областях, способных дать наибольший эффект, он оказывается одним из самых мощных инструментов повышения качества.

Он может использоваться на регулярной основе для идентификации причин возникновения проблем и попыток устранения или ослабления тех из них, которые оказываются самыми существенными.

Суть метода АВС-анализа состоит в том, что вся совокупность выбранных объектов ранжируется по одному параметру. В полученном рейтинговом списке выделяют три группы объектов А, В, С, которые отличаются степенью влияния на выбранный параметр.

Самые важные попадают – в группу А, следующие по важности объекты – в группу В, ещё менее важные – в группу С. Также в последнее время принято говорить об АВСD-анализе и выделять группу D, которая используется для объединения объектов, которые: либо представляют наименьшую важность, либо вовсе исключаются из анализа за отсутствием какоголибо вклада в общие результаты.

Для наибольшей полноты картины целесообразно проводить многопараметрический ABC-анализ, например, по таким показателям как:

  • частота продаж (как часто продается конкретная продукция);
  • оборот (какую сумму составили продажи данной продукция, вклад в оборот);
  • маржа (каков вклад данной продукции в прибыль).

После проведения АВС-анализа по нескольким параметрам необходимо составить совмещенную матрицу, в случае анализа по трем параметрам будет выделено 27 стратегических групп, по которым следуют принимать соответствующие решения. Однако, стоит отметить, что проводить анализ более, чем по трем параметрам не целесообразно, в силу повышения сложности интерпретации результатов.

Также стоит отметить, что в случае большой величины ассортимента имеет смысл разделить его на основные группы в соответствии с товароведной классификацией или другой группировкой, принятой в компании, и проводить АВС-анализ по данным группам отдельно. Общий алгоритм АВС-анализа представлен на рисунке 4.4.

Метод АВС-анализа и его применение в закупочной деятельности

Первым, ключевым этапом АВС-анализа является определение цели анализа. АВС-анализ не является самоцелью, это инструмент, который способен дать определенный результат. Одно и то же множество объектов анализа может быть разделено на группы по-разному, в зависимости от цели анализа. В свою очередь, результат анализа должен быть правильно интерпретирован, иначе эффект от его проведения сводится к нулю.

Вторым этапом АВС-анализа является определение объектов анализа. Одну и ту же задачу можно решать при помощи воздействия на различные объекты управления, наибольший результат даст комплексное воздействие.

На третьем этапе АВС-анализа необходимо определить факторы, на основе которых будет происходить дифференциация объектов анализа. Данный этап неразрывно связан со вторым: факторы определяются выбранными для анализа объектами.

Четвертым этапом является формирование информационного массива для анализа. Современные информационные системы позволяют сформировать требуемый массив информации и выполнить все последующие действия автоматически. Однако и на этом этапе можно столкнуться с трудностями, например: определение временного интервала данных для анализа, несоответствие данных реальной ситуации (например, отсутствие продаж по позиции в результате дефицита) и т. п.

На пятом и шестом этапах производится оценка вклада каждого объекта в общий результат, ранжирование объектов в порядке убывания выделенного фактора, а также расчет нарастающего итога доли объектов в общем количестве в процентах и вклада этих объектов в общий результат в процентах. Следующим этапом является разделение объектов анализа на группы.

Существует множество методов выделения групп:

  • эмпирический, – метод суммы,
  • дифференциальный метод,
  • метод многоугольника,
  • метод касательных, – метод петли и т. д.

Ряд обозначенных методов являются графическими, и основаны на применении кривой Лоренца. Наибольший интерес для практического использования представляют метод касательной и метод суммы, каждый из которых имеет свои преимущества.

Метод суммы предполагает выделение групп по сумме доли объектов и вклада объектов в результат:

  • граница групп А и В будет находится в точке, где сумма доли объектов группы А и вклад объектов группы А в результат будет равна 100 %;
  • а граница групп В и С – где сумма доли объектов группы В и вклада объектов группы В в результат будет равна 145 %.

Метод касательных заключается в разделении объектов анализа на группы при помощи касательных к кривой АВС-анализа (рис. 4.5). Соединим начало и конец графика прямой ОК, затем проведем касательную к кривой АВС-анализа, параллельную ОК. Точка касания М разделяет группы А и В.

Теперь соединим точки М и К и проведем касательную к кривой АВС-анализа, параллельную МК. Точка касания N разделяет группы В и С. В нашем примере граница групп А и В имеет значение вклада объектов группы А в результат – 82,39 %, доля объектов группы А – 19,66 %; граница групп В и С имеет значение вклад в результат группы

В 96,19 %, доля объектов группы В – 47,85 %. При необходимости можно продолжить деление касательными и получить большее количество групп. Преимущество метода в его гибкости, простоте и наглядности. Следует отметить, что метод касательных может быть применен и для выделения групп в XYZ-анализе.

После того, как на группы разбиты все объекты по всем выделенным факторам, результаты анализа интерпретируются и на основе этого предпринимаются действия, направленные на решение поставленной на первом этапе задачи. Относительно применения АВСанализа в закупочной деятельности, стоит отметить, что он применим к выбору поставщиков для ресурсов групп А, В и С.

Интерпретация результатов анализа может быть следующей: поскольку в группу А входят ресурсы с высокой стоимостью объема потребления – до 80 %, то для выбора поставщиков этой группы товаров следует применять конкурсные комиссии с соответствующими процедурами.

Метод АВС-анализа и его применение в закупочной деятельности

При выборе поставщиков товаров группы B, характеризующихся средней стоимостью объема потребления (15 %), следует использовать комиссию по запросу ценовых предложений.

Группа С характеризуется низкой стоимостью объема потребления. Поэтому при выборе поставщика можно воспользоваться комиссией оценки ценовых предложений. Таким образом, в закупочной логистике результаты анализа АВС сводятся к определению методологии выбора поставщика по группам А, В, С.

С другой стороны, в закупочной деятельности АВС-анализ применим для классификации поставщиков по группам А, В и С. В основе использования этого метода при анализе поставщиков лежит допущение, что не все поставщики характеризуются одинаковым влиянием на эффективность, из-за чего целесообразно более интенсивно заниматься поставщиками, которые имеют большой оборот.

Классификация поставщиков по методу АВС осуществляется по такой схеме:

  1. Подбирается информация о годовом обороте каждого поставщика.
  2. Размеры оборотов записываются по убывающей последовательности.
  3. Рассчитывается доля оборота каждого поставщика в процентах от общего оборота.
  4. Находятся аккумулированные значения оборота поставщиков в процентах.

Как правило, различают три группы поставщиков. А поставщики – те, с которыми предприятие осуществляет приблизительно 75 % оборота, такой оборот дает приблизительно 5 % поставщиков. В поставщики (20 %) дают, как правило, 20 % оборота.

Для C поставщиков (75 %) оборот составляет приблизительно 5 %. Рассмотрим данный метод на примере. Например, предприятие работало с десятью поставщиками, данные о годовом обороте с которыми приведены в таблице 4.5.

Метод АВС-анализа и его применение в закупочной деятельности

Проведенный АВС-анализ поставщиков показывает, что наибольший взнос в формирование общего объема (73,3 %) делали всего 2 поставщика, которые вошли в группу А. В группу В вошло три поставщика, на которых приходится 21,7 % общего оборота. Остальные 5 % оборота обеспечивали оставшиеся пять поставщиков – группа С.

На основе этого анализа можно сделать вывод о преимуществе работы с определенными поставщиками для данного предприятия. Так, если расходы на мероприятия в сфере закупок необходимо сократить, то целесообразно уделить внимание, прежде всего А поставщикам, поскольку более интенсивная работа с ними может повлиять на общий оборот предприятия.

Концепция усилий на А поставщиках не должна означать, что В – или С – поставщики остаются совсем без внимания. Однако их экономическое влияние не будет настолько решающим, как для группы А1.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)