Субъекты закупочной деятельности и коммерческие связи
Субъектом закупочной деятельности при осуществлении логистических операций являются стороны, находящиеся в деловых отношениях по купле-продаже и оказанию услуг в процессе приобретения нужной продукции. Основными субъектами закупок являются поставщики и потребители.
Поставщик – это организация или лицо, которое вступает в соглашение с приобретающей стороной на поставку товара или услуги. К поставщикам товаров относят конкретные предприятия различных источников поступления, т. е. тех или иных отраслей народного хозяйства, различных сфер производственно-экономической деятельности, вырабатывающих товары и услуги.
В современной практике поставщиками могут быть производители товаров (промышленные и сельскохозяйственные предприятия, местная промышленность, индивидуальное производство), посреднические организации (оптовая и розничная торговля). Рассматривая поставщиков по функциональному признаку, следует отметить их преимущества с точки зрения источников поставок, которые отражены в таблице:
При поступлении товара из оптового звена необходимо определиться с типом посредника. Наиболее распространены поставки от дистрибъютеров и дилеров.
Дистрибъютер – это фирма, осуществляющая сбыт на основе оптовых закупок у производителей. Может иметь права дистрибуции от одного или нескольких поставщиков, а также может быть дистрибутором по одним товарам, но иметь дилерские права на другие.
Характеристики дистрибъютера как поставщика:
- степень влияния на продаваемую продукцию велика (качество, размер упаковки, некоторые технические характеристики), но не касается управления ЖЦТ;
- может определять квоты на поставку продукции в РС;
- может совместно с поставщиком оказывать маркетинговую поддержку продукции;
- возможность предоставления скидки меньше, чем у поставщика.
Дилер – это фирма, реализующая продукцию от своего имени и за свой счет. Может иметь в своем ассортименте товары, как производителя, так и дистрибъютера.
Его основными характеристиками дилера как поставщика являются:
- степень влияния дилера на продаваемую продукцию невелика (могут меняться ассортимент предлагаемой продукции, размер партии поставки и цена);
- не оказывает маркетинговой поддержки (т. к. для него это не выгодно);
- предлагает широкий ассортимент продукции; скидка с цены товара незначительна.
Учитывая большое многообразие поставщиков товаров, их можно классифицировать на несколько групп по различным признакам:
- по территориальному признаку (местные, региональные, международные);
- по масштабам деятельности (мелкие, крупные);
- по форме собственности (государственные, муниципальные, частные, кооперативные, иные формы собственности).
Рассмотрим особенности работы с некоторыми типами поставщиков. Географическое (территориальное) расположение поставщиков определяет временные и затратные параметры взаимоотношений. В связи с этим большинство покупателей предпочитают приобретать продукцию у местных поставщиков.
На такое решение оказывают влияние следующие факторы:
- местный поставщик может часто дать большую гарантию обслуживания, чем тот, который расположен на расстоянии;
- территориальная близость завода поставщика к заводу покупателя делает возможность применять логистические концепции (точно в срок и т. д.).
- поставки могут осуществляться быстрее, как из-за более короткого расстояния, так и из-за снижения опасности сбоя транспортного обслуживания.
Размер компаниипоставщика оказывает влияние объемные параметры закупки и уровень сервисного сопровождения, ценовые условия сделки. Крупные поставщики подходят для удовлетворения потребностей в большем объеме, где более важной может быть технология, качество и общая стоимость покупок.
Считается, что чем больше потребность, тем крупнее должен быть поставщик. Эти поставщики концентрируют свое внимание на уровне обслуживания клиента и пытаются противостоять в этом вопросе малому бизнесу, отличаются стабильностью и обладают большими ресурсами, понижая уровень ежедневного риска деятельности поставщика.
Мелкие поставщики традиционно демонстрируют лояльность и уровень обслуживания, которые:
- не могут обеспечить в крупных компаниях поставщиках;
- предрасположены к тому, чтобы быть местными поставщиками и удовлетворять незначительные потребности, где гибкость, быстрота выполнения заказа и наличие сырья более важны, чем цена;
- могут заполнить нишу, которую крупные поставщики не могут или не хотят заполнить;
- зависят от руководства владельца управляющего, оказывающего воздействие на уровень риска бизнеса.
Вполне очевидно, что с поставщиками товаров должны быть налажены рациональные коммерческие связи, позволяющие закупать товары как у поставщиков изготовителей, так и у оптовых посредников при экономической и организационной выгодности этих закупок. Многообразие коммерческих связей отражено на рисунке:
Отличительной чертой и сущностью коммерческих связей независимо от форм и разновидностей является то, что они формируются строго на коммерческой основе, исходя из принципа взаимной выгодности в их реализации всех участвующих в них сторон. Процесс организации коммерческих связей с поставщиками можно разделить на преддоговорные, закупочные и заключительные коммерческие операции.
К преддоговорным операциям можно отнести изучение конъюнктуры рынка, исследование системы сложившихся хозяйственных отношений, изучение источников поступления и поставщиков, планирование закупочной деятельности, определение потребности в товарах (запасах) и источников их приобретения, проработка проектов будущих договоров.
К непосредственно закупочным операциям следует отнести заключение договоров и сделок с поставщиками, согласование и уточнение всех параметров и характеристик закупаемых товаров и ассортимента в целом, представление дополнительно нужных документов к договору поставки, осуществление соответствующих расчетов с поставщиками.
К заключительным операциям по закупкам относятся: контроль и учет хода выполнения договоров с поставщиками на поставку товаров, претензионная работа, управление товарными запасами и др.
- Функционально-стоимостной анализ в закупочной деятельности
- Использование метода XYZ-анализа для оптимизации закупочных процедур
- Метод АВС-анализа и его применение в закупочной деятельности
- Модель категоризации продуктов Питнера Кралича
- SWOT-анализ как инструмент выявления параметров развития закупок
- PEST-анализ как метод оценки рисков при управлении закупками
- Основные стратегии закупок и характерные особенности
- Стратегическое управление взаимоотношениями поставщиков
- Метод выбора поставщика
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу