Структура учебной деятельности

Учебная деятельность, являясь деятельностью по определению, имеет соответствующую структуру.

По мнению Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова важными составляющими учебной деятельности выступают: мотивация, учебные задачи, учебные действия, контроль и оценка.

Следовательно, для того, чтобы учебная деятельность имела место, необходимо создать условия для возникновения
у обучающегося мотивации, которая позволит определить, для чего? или почему? будут осуществляться следующие действия с точки зрения личностной значимости.

Понимание важности будущей деятельности обеспечит представление желаемого результата, что будет являться целью деятельности.

Достижение поставленной цели связано с решением ряда учебных задач и выполнения учебных действий. Контроль и оценка продукта деятельности позволит определить степень соответствия полученного результата желаемому и принять его, ограничиться им или продолжить совершенствовать.

Таким образом, по нашему мнению, учебная деятельность представляет собой совокупность взаимозависимых, последовательно выполняемых действий, направленных на достижение личностно значимой для обучающегося цели.

Следовательно, учебную деятельность можно представить поэтапно:

  1. Постановка или принятие (осознание) цели.
  2. Планирование учебных действий и их последовательности, определение учебных задач, способствующих достижению цели.
  3. Выполнение учебных действий в соответствии с планом.
  4. Контроль (самоконтроль) и коррекция как учебных действий, так и продукта деятельности в соответствии с поставленной целью.
  5. Оценка результатов (продукта) собственной учебной деятельности и процесса ее осуществления (рефлексия).

Мотивация как внутреннее побуждение входит в структуру учебной деятельности, формируется, как правило, на первом этапе ее реализации и существенным образом влияет на качество самой деятельности и ее продукт. Мотивация всегда является внутренней характеристикой личности как субъекта деятельности.

Мотивы осуществления учебной деятельности можно разделить на внешние и внутренние (Эдвард Л. Деси, Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин, П. Пинтрич, Ричард М. Райан, О.А. Сычев, Хайнц Хекхаузен, Е. А. Шепелева). Внешние напрямую не связаны с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью.

В подобном случае учебная деятельность становится средством достижения других целей.

Так, к внешним мотивам относятся: стремление быть первым, лучшим, получить одобрение окружающих, определенного статуса в референтной группе или, напротив, исключить наступление нежелательных последствий.

Внутренние мотивы проявляются в удовлетворении посредством учения собственного любопытства, в получении положительных эмоций от процесса овладения новыми знаниями, в стремлении чувствовать себя
компетентным.

По мнению Л. И. Божович, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой мотивация учебной деятельности определяется следующими группами мотивов:

  • познавательными, связанными с содержанием или структурой учебной деятельности (стремление приобрести новое знание, овладеть способом деятельности);
  • социальными, основанными на общественных установках (стремление быть компетентным специалистом);
    достижения, определяющимися стремлением достичь высоких результатов в деятельности (получить требуемый результат), самореализоваться, обеспечить карьерный рост;
  • исключения неудачи, проявляющимися в желании не вызвать недовольство.

Качество учебной деятельности зависит от уровня и характера мотивации, однако, положительный результат может быть достигнут как в случае преобладания стремления «быть лучшим, непревзойденным в данной области», так и в случае высокой заинтересованности обучающегося именно предметом изучения.

Высокое качество результата учебной деятельности трудно обеспечить в случае превалирования мотива избегания неудачи, поскольку данный мотив связан с повышенной тревожностью, чувством страха, защитным поведением
обучающегося, которое вызывает отрицательные эмоции и, как следствие нежелание, выполнять учебную задачу и даже возвращаться к материалу данной темы уже после устранения стрессового фактора.

Следовательно, осуществление учебной деятельности может иметь различный смысл для обучающегося: отвечать познавательной потребности, которая и выступает в качестве мотива, или служить средством достижения других целей, связанных со взаимоотношениями в социальной группе.

Наилучшим вариантом для качественной продуктивной учебной деятельности является сочетание высокого уровня внешних и внутренних мотивов: познавательных, социальных и достижения.

Одним из компонентов структуры учебной деятельности, является учебная задача, которая в специально созданных учебных ситуациях предлагается обучающемуся как конкретное учебное задание.

С.Л. Рубинштейн в своих работах рассматривал понятие «задача» в соотнесении с понятием «действие» и в общем контексте целеполагания. Согласно позиции С.Л. Рубинштейна, «так называемое произвольное действие человека – это осуществление цели. Прежде чем действовать, надо осознать цель, для достижения которой действие и предпринимается.

Однако как ни существенна цель, одного осознания цели недостаточно. Для того чтобы ее осуществить, надо учесть условия, в которых действие должно совершиться. Соотношение цели и условий определяет задачу, которая должна быть разрешена действием. Сознательное человеческое действие – это более или менее сознательное решение задачи».

По мнению ряда ученых (Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, А. Г. Балла и других) реализация учебной деятельностиосуществляется через решение системы учебных задач, которая предполагает выполнение конкретных учебных действий – обобщения, анализа, синтеза, конкретизации, схематизации, моделирования и т. д.

Контроль в структуре учебной деятельности является важным и необходимым элементом, поскольку обеспечивает
внешнюю (осуществляемую педагогом) и внутреннюю (выполняемую самим обучающимся) проверку соответствия получаемого и желаемого результата. Система контроля и оценка результативности обучения нужны для того, чтобы обоснованно судить о том, насколько точно и полно реализуются поставленные цели, а также своевременно вносить требуемые коррективы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)