Стимулирование эффективности учебной деятельности студента

Второй блок методики управления эффективностью учебной деятельности студентов связан с формирующим и корректирующим воздействием, которое осуществляется на основании проведенной диагностики,

Целью функционирования данного блока является стимулирование эффективности учебной деятельности студентов.

Стимулирование предполагает повышение или сохранение (если он является оптимальным) имеющегося актуального уровня эффективности в зависимости от влияющих внешних и внутренних факторов.

Реализация данной цели связана с решением следующих задач:

  • обеспечение готовности студента к успешному усвоению учебного содержания;
  • развитие мотивации к учебно-познавательной деятельности;
  • повышение учебной активности и качества усвоения студентами учебного содержания.

Следовательно, управляющее педагогическое воздействие необходимо осуществлять в соответствующих трех сегментах.

В сегменте готовности к успешному усвоению учебного содержания основная работа осуществляется с целью восполнения значимых недостатков подготовки студента к изучению учебной дисциплины в основном образовательном процессе учреждения высшего образования.

Для достижения данной цели следует использовать содержание, подобранное в соответствии с конкретными выявленными недостатками в предметной подготовке студентов и ориентированное на восполнение пробелов как в знаниях, так и в умениях и навыках.

Таким образом, необходимо применение учебных средств, включающих теоретический и справочный материалы, дидактические и контрольные материалы для формирования и совершенствования умений и навыков, а также методические рекомендации для преподавателя по эффективному осуществлению данной работы. Достижение поставленной цели связано с организацией системы дополнительных учебных занятий параллельно с основным образовательным процессом для тех обучающихся, чья подготовка не соответствует требованиям полноты и качества.

Интересно
При этом занятия могут включать индивидуальную, групповую и фронтальную формы работы, допускается и дистанционный способ взаимодействия. Среди методов, используемых в рассматриваемом процессе, целесообразно выделить традиционные (словесные, наглядные, практические и контрольные), направленные на компактное логически стройное изложение и систематизацию учебного материала, обеспечивающее восполнение знаниевых и операционных (владение способами деятельности) пробелов.

Особую значимость в данном сегменте приобретает использование методов активного и дистанционного обучения, ориентированных на развитие познавательной и практической самостоятельности обучающихся.

В сегменте развития мотивации к учебно-познавательной деятельности необходимо обеспечить основу для
осознанного продуктивного познания в процессе учебной деятельности как на учебных занятиях, так и вне их.

Достижению данной цели будет способствовать использование методов привлечения произвольного внимания, формирования и поддержания интереса, ценностного отношения студентов к изучаемому материалу, стимулирования самостоятельной постановки студентами личностно значимых целей своей учебной деятельности.

В содержательном аспекте при таком подходе необходимым является дополнение учебного материала информацией об области и способах его практического использования при осуществлении профессиональной деятельности.

Среди средств реализации данной цели – учебные пособия, содержащие теоретический, практический материалы, а также набор практико-ориентированных заданий и примеры их выполнения.

В сегменте повышение учебной активности и качества усвоения студентами учебного содержания целесообразно
использование методов, которые предоставят возможность студентам проявить максимальную учебную самостоятельность, стремление к достижению поставленной цели, способность осознанно выбирать действия и их последовательность, аргументированно оценивать и корректировать полученные результаты и способы их достижения.

К таковым относятся методы активного и дистанционного обучения. Высокую эффективность в данном направлении обеспечивает также использование виртуальных образовательных технологий: симуляторов, предоставляющих возможность апробировать способ действия, сформировать умение, усовершенствовать навык, моделей формальных пространственно-временных перемещений с целью всестороннего изучения особенностей явлений, событий и объектов в естественной среде, систем дополненной реальности, научно-практических лабораторий, позволяющих безопасно осуществлять эксперименты и проверять гипотезы.

К средствам реализации данной цели относится интерактивный учебно-практический комплекс, сочетающий в себе теоретический и справочный материалы, практическую лабораторию и средства контроля и учета учебных достижений обучающегося.

Важную роль в стимулировании эффективности учебной деятельности играет ее систематическая оценка и анализ, позволяющие своевременно определить сегмент, в рамках которого наблюдается снижение эффекта.

Таким образом, реализация рассматриваемой методики предполагает тесную взаимосвязь двух блоков, направленных как на диагностику, так и на стимулирование эффективности учебной деятельности студентов.

Стимулирование эффективности учебной деятельности обеспечивается посредством сочетания сегментов целенаправленного педагогического воздействия на формирование и поддержание мотивации студентов к процессу обучения, овладению профессионально значимыми знаниями, умениями, опытом, обеспечение их готовности к успешному усвоению учебного содержания и познавательной активности и самостоятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)