Структура проблемной ситуации
Проблемные ситуации могут различаться по степени сложности решения проблемы.
В качестве проблемной ситуации на уроке могут выступать:
- проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
- поиск истины (способа, приема, правила решения);
- различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- противоречия практической деятельности.
Пути, которыми учитель может привести обучающихся к проблемной ситуации:
- побуждающий диалог — это «экскаватор», который «выкапывает» проблему, вопрос, трудность, т. е. помогает формулировать учебную задачу;
- подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов — «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия;
- применение мотивирующих приемов: «яркое пятно» — сообщение интригующего материала (историческихфактов, легенд и т. п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), «актуализация» — обнаружение смысла, значимости проблемы для обучающихся.
Роль учителя в проблемном обучении крайне важна. Учитель подобен опытному дирижеру, организующему исследовательский поиск. В одном случае учитель может сам с помощью обучающихся вести этот поиск.
В другом случае роль учителя может быть минимальной — он предоставляет школьникам возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем. Но и тут учитель не занимает пассивную позицию, а при необходимости незаметно направляет мысль обучающихся, чтобы избежать бесплодных попыток, ненужной потери времени.
Таким образом, в условиях проблемного обучения развитие активности в умственной деятельности обучающихся
можно характеризовать как переход от действий, стимулируемых заданиями учителя, к самостоятельной постановке вопросов; от действий, связанных с выбором уже известных путей и способов, к самостоятельным поискам решения задач и дальше — к выработке умения самостоятельно видеть проблемы и исследовать их.
В процессе обучения важно постепенно переводить обучающихся последовательно на более высокий уровень
проблемно-эвристического обучения. Разумеется, умение видеть, формулировать и решать проблему не складывается стихийно, как спонтанное развитие изначально заложенных тенденций. Это результат обучения. Самостоятельной постановке и решению проблем учит педагог, самостоятельное мышление складывается при решающей и руководящей роли учителя.
Каковы же функции проблемного обучения?
Их три:
- развитие творческих потенций и формирование структур творческой деятельности;
- творческое усвоение знаний и способов деятельности;
- творческое овладение методами современной науки.
Вместе с тем, только немногие обучающиеся могут видеть проблемные ситуации. Для того чтобы большинство обучающихся могли видеть и решать проблемы, необходима система проблемных ситуаций, проблем и проблемных задач, включенных в ткань содержания образования и процесс обучения.
Показателями системы проблемных задач должны являться следующие характеристики:
- охват разных черт творческой деятельности;
- наличие различных степеней сложности.
Что же касается содержания учебного материала, на котором должна строиться система проблем, то оно подчиняется главному содержательному принципу системы проблемных задач, основанному на выделении в различных областях науки «сквозных» или «аспектных» проблем.
Проблемное обучение не может заменить всего обучения, но без принципа проблемности обучение не сможет быть развивающим.
Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности.
По сравнению с традиционным обучением проблемное обучение имеет ряд достоинств, так как:
- учит мыслить логично, научно, диалектически, творчески;
- делает учебный материал более доказательным, способствуя тем самым превращению знаний в убеждения;
- как правило, более эмоционально вызывает глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувство радостного удовлетворения, чувство уверенности в своих возможностях и силах, поэтому увлекает школьников, формирует серьезный интерес обучающихся к научному знанию;
- установлено, что самостоятельно «открытые» истины, закономерности не так легко забываются, а в случае забывания самостоятельно добытые знания быстрее можно восстановить.
Проблемное обучение связано с исследованием и поэтому предполагает растянутое во времени решение задачи. Обучающийся попадает в ситуацию, подобную той, в которой находится деятель, решающий творческую задачу или проблему. Он постоянно думает над ней и не выходит из этого состояния, пока ее не решит. Именно за счет этой не- завершенности и формируются прочные знания, навыки и умения.
Кроме того, как и при программированном обучении, разработка технологии проблемного обучения требует от преподавателя большого педагогического мастерства и много времени. Вместе с тем проблемное обучение отвечает требованиям современности: обучать исследуя, исследовать обучая. Только так и можно формировать творческую личность, т. е. реализовать основную педагогическую задачу обучения.
- Группы моделей инновационного обучения
- Сущность инновационного обучения
- Роль инновационного образования в развитии общества
- Модель Индивидуальный учебный план
- Общая характеристика группы образовательных моделей смешанного обучения Личный выбор
- Модель Автономные группы и Перевернутый класс
- Общая характеристика ротационных образовательных моделей смешанного обучения
- Модель организации групповой работы в начальной школе
- Принципы и структура обучения в сотрудничестве
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу