Содержание образования в средневековой школе

Подавляющее большинство церковных школ ограничивалось рудиментарным образованием. В школах бенедиктинцев учили в течение трех лет началам грамоты, пению псалмов, соблюдению религиозных празднеств.

Основной учебной книгой была Псалтирь. Псалтирь учили сначала наизусть, затем (после знакомства с алфавитом) читали.

Содержание образования в средневековой школе

Церковные школы, где давалось образование выше начального, исчислялись единицами (были в конце VIII века в Англии, Ирландии и Шотландии). Лишь со временем, через несколько столетий некоторые школы превратились в крупные учебные центры. И уже в начале XII века в Парижской богословской школе, по сохранившемуся свидетельству современников, обучались до 30 тысяч студентов.

Грамматика, как и в Византии, была главным учебным предметом. Изучение латыни начиналось с элементарных правил, освоения простейших фраз (правила были весьма сложными, например, знаки препинания появились только в VIII веке). Постепенно учебники упрощались, становились доступнее.

После освоения грамматики переходили к изучению литературы. Сначала читали короткие литературные тексты вроде басен. Далее приступали к правилам стихосложения, читали поэтические сочинения. Учитель рассказывало личности поэта, кратко сообщал содержание его произведений. Выбор литературы был крайне консервативен. Изучались, прежде всего, сочинения «отцов церкви».

Интересно
Классическая греческая литература изучалась в латинских переводах, поскольку греческий язык исчез из программы. Не было в программе и новейших языков. Диалектика и риторика изучались одновременно. Первая учила правильно мыслить, строить аргументы и доказательства, выступая и как логика. Вторая — правильно строить фразы; искусство красноречия высоко ценилось у священнослужителей и аристократии.

География и геометрия являлись науками об устройстве обитаемого пространства с помощью чисел. Число не отделялось от пространственной формы, каждая цифра имела свою геометрическую фигуру. Астрономия выступала как прикладная наука, связанная с вычислениями череды многочисленных церковных праздников.

В музыкальном образовании главным было, что музыка отражает гармонию природы, человека, общества и Бога. Инструментальной музыке обучали с помощью нот, означаемых буквами алфавита; в 1030 году появилась линейная нотная грамота.

Универсальным методом обучения являлись заучивание и воспроизведение образцов. Усидчивость почиталась наилучшим способом овладения христианским школьным знанием.

«Сколько напишут букв на пергаменте школяры, столько ударов они нанесут дьяволу», — таким был девиз средневековой школы.

В итоге церковные школы принесли немного пользы. Детям из низших слоев, то есть абсолютному большинству населения, доступ к образованию оставался закрытым. Уровень подготовки выглядел крайне низким.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)