Стратегический подход к выбору источников удовлетворения потребностей

Выбор источников снабжения является следующим стратегическим шагом после решения задачи «сделать или купить» в случае выбора в пользу внешнего привлечения ресурсов. При выборе источников снабжения большое внимание должно уделяться выбору и оценке поставщиков.

Возможны две ситуации при выборе поставщика:

  • выбор поставщика, с которым уже установлены деловые отношения;
  • выбор нового поставщика.

В первом случае решение о выборе принимается на основании собранной информации о поставщике и системы критериальных оценок существующих на предприятии закупщике. Во втором случае в первую очередь анализируются рынки поставщиков (уже известные или новые).

Существует ряд ситуаций, при которых оценка поставщиков совершенно необходима:

  • производится закупка стратегических высоко прибыльных продуктов, имеющих высокий риск;
  • производится закупка нестандартных материалов;
  • осуществляется переход на систему «точно в срок»;
  • появляется необходимость привлечения источников на глобальном уровне;
  • требуется развитие поставщика (его соответствие стандартным требованиям);
  • внедрение комплексной системы управления качеством (TQM);
  • ведутся переговоры об аутсорсинге и др.

В целом, процесс выбора поставщика включает 3 этапа:

  • выявление потенциального поставщика;
  • анализ потенциальных поставщиков по критериям;
  • оценка результатов работы с поставщиками.

Рассмотрим более подробно каждый этап: Этап 1. Поиск потенциальных поставщиков.

При этом могут быть использованы следующие способы:

  • объявление конкурса;
  • изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. п.;
  • посещение выставок и ярмарок;
  • переписка и личные контакты с возможными поставщиками.

В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.

Этап 2. Анализ потенциальных поставщиков. Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Многие аспекты оценки поставщика отражены в модели 10С (десять «С»).

В 1995 году Рэй Картер (Ray Carter) предложил модель 7C оценки поставщика, позже он дополнил модель до 10С:

  1. Competency – компетентность поставщика в решении поставленных перед ним задач.
  2. Capacity – поставщик должен иметь достаточные мощности для выполнения требований заказчика.
  3. Commitment – поставщик должен соответствовать высоким стандартам качества, таких как ISO 9001 и 6 Сигма (англ. Six Sigma).
  4. Control – насколько поставщик контролирует свою политику, процессы, процедуры и цепочки поставок.
  5. Cash – наличие финансовых ресурсов, обеспечивающих стабильность и финансовое «здоровье» поставщика.
  6. Cost – цена продукции, поставляемой данным поставщиком. Целесообразно сопоставить с другими поставщиками.
  7. Consistency – устойчивость поставщика в отношении качества товаров, услуг и процессов.
  8. Culture – культура взаимодействия и уровень бизнес-культуры поставщика.
  9. Clean – соответствие поставщика и его товара экологическим нормам безопасности и законодательству.
  10.  Communication – способ коммуникации с поставщиком и своевременность информирования в случае возникновения перебоев в поставках и других кризисных ситуациях.

На основании данной модели должно быть сформулированы критерии оценки поставщиков.

Критерии выбора поставщиков и оценки их деятельности должны формироваться исходя:

  • из возможностей поставщика (основных производственных характеристик) – способность предлагать низкие цены, качество товаров и услуг, гибкость в действиях, полнота и точность поставок и т. д.;
  • из финансовой устойчивости (жизнеспособности компании);
  • из репутации;
  • из мотивации сотрудничества.

На сегодняшний день среди и российских, и зарубежных ученых существует множество подходов относительно набора критериев оценки поставщиков. Окончательный выбор совокупности критериев зависит от потребностей компании и лежит на высшем менеджменте.

На основании обобщения и систематизации всего многообразия критериев предлагается следующая общая классификация критериев оценки потенциального поставщика, которые сгруппированы по ряду направлений: характеристика поставщика, поставляемая продукция, организационные возможности, технический потенциал, финансовые показатели, партнерские отношения (табл. 3.4).

Стратегический подход к выбору источников удовлетворения потребностей

Стратегический подход к выбору источников удовлетворения потребностей

Стратегический подход к выбору источников удовлетворения потребностей

В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.
Этап 3. Оценка результатов работы с поставщиками.

На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика.

Формальная оценка существующих поставщиков сводится к анализу исполнения договорных обязательств, позволяющего рассчитать их надежность:

Стратегический подход к выбору источников удовлетворения потребностей

Существующих поставщиков можно оценить с помощью трех видов оценок:

  • формальная оценка (анализ выполнения ими договорных обязательств по поставкам продукции, соблюдения установленных сроков поставки и т. д.) на основе статистических методов анализа и балльно-рейтинговой оценки;
  • неформальная оценка на основе учета субъективных мнений менеджеров компании-закупщика;
  • полуформальная оценка на основе согласованной оценки мнений менеджеров компании-закупщика и поставщика.

Оценивать поставщиков необходимо постоянно. Это позволит контролировать ситуацию, с точки зрения перспектив партнерства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)