Специфика воспитания и его связи с другими процессами

Процесс воспитания имеет следующие структурные компоненты: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, оценочно-результативный. Нетрудно заметить структурное сходство с процессом обучения, ведь в реальной практике обучение и воспитание тесно взаимосвязаны. Тем не менее все составляющие воспитательного процесса имеют свою специфику.

Интересно
Как было сказано выше, процесс воспитания направлен на становление системы эмоционально-ценностных отношений человека к миру, людям, самому себе. Осмысленные личностью ценности являются целью и результатом процесса воспитания и самовоспитания, процесса усвоения ценностей, принятых в обществе.

Ценностями называют объекты, общие абстрактные идеи, которые воплощают в себе общественные идеалы и поэтому выступают как нормы, как должное. Рядом исследователей целевые установки воспитания связываются с качествами человеческой личности, что не противоречит отношенческому подходу, так как в основе любого качества личности лежит то или иное отношение.

В определении структуры содержания воспитания специалисты ориентируются на составляющие культуры личности. По мнению О. С. Газмана, культура личности включает в себя совокупность «культур», а именно: культуру жизненного, учебного и профессионального самоопределения, политическую, правовую, экономическую, трудовую, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую, коммуникативную культуру, а также культуру семейных отношений. Культура личности выступает как результат присвоения культурного наследия предыдущих поколений.

Культура общества, все её элементы – знания, опыт, ценности, виды деятельности – являются содержанием и средствами воспитания, т. е. становления отношений личности. Традиционно реализуемые на практике направления воспитания, хотя и требуют корректировки в современных условиях, тем не менее обеспечивают определённую систематичность в воспитательной работе.

К таким направлениям относятся следующие: становление культуры умственного труда, формирование научного мировоззрения, нравственное воспитание, трудовое воспитание и профессиональная ориентация, эстетическое воспитание, физическое воспитание, экологическое образование. Не умаляя значения каждого из перечисленных направлений воспитания, хотелось бы особо выделить два наиболее важных направления воспитательной работы в высшей школе, а именно: становление научного мировоззрения и экологическое образование в интересах устойчивого развития. Оба направления являются междисциплинарными и являются основой для самообразовательной, научной и практической деятельности выпускника высшей школы.

В организации процесса воспитания используются специфические методы воспитания (пример, убеждение, требование, упражнение, приучение, поощрение, наказание), формы воспитательной работы (этическая беседа, диспут, праздник и т. п.). Что касается средств воспитания, то наряду с материальными, интеллектуальными, эмоциональными и моторными, применяемыми в процессе обучения, в воспитательной работе реализуются различные виды деятельности.

Так, развитие творческих способностей возможно только при включении студента в продуктивную деятельность по решению проблем; занятия физической культурой и спортом способствуют формированию отношения к здоровому образу жизни; отстаивание своих взглядов и убеждений в ходе дискуссий содействует развитию мировоззренческих установок (взглядов и убеждений) человека и т. д.

В настоящее время в связи с нечёткостью целевых установок и объективной сложностью вопросов воспитания, проблема выявления и оценки результатов воспитания в педагогике разработана недостаточно. Становление человека, личности, индивидуальности осуществляется через взаимосвязанные друг с другом процессы обучения, воспитания, самообучения, самовоспитания, перевоспитания.

Обучение и воспитание – две составляющие в целостном педагогическом процессе, которые разграничиваются лишь условно (в научных целях). Оба процесса служат общим целям развития личностных и индивидуальных особенностей человека, что предполагает собственную активность индивида, реализацию субъектсубъектных отношений педагога с воспитанниками.

Процессы выполняют общие функции (обучающую, воспитательную, развивающую, контролирующую), имеют сходную структуру, включающую целевой, содержательный, организационно-деятельностный, контрольно-результативный компоненты. Становление любого отношения связано с рациональной, поведенческой и эмоционально-волевой сферами человеческой личности. В вузы приходят выпускники общеобразовательных школ, которые должны быть способными к самообучению и самовоспитанию. Однако преподаватели высшей школы нередко сталкиваются с нежеланием студентов самосовершенствоваться, а также с несформированностью соответствующих умений и навыков, что осложняет организацию самостоятельной работы студентов.

В связи со сказанным очевидна целесообразность оказания соответствующей помощи студентам (особенно на первых курсах), стимулируя и поддерживая у них интерес к познанию, содействуя становлению познавательных умений, таких как: найти нужную информацию, работать с текстом, выделяя существенное, анализировать, представлять информацию в графическом виде (составлять сравнительные таблицы, логические схемы, опорные конспекты), конспектировать первоисточники, составлять план и т. д. Готовность студентов к самообразованию формируется в процессе их обучения и воспитания, включение студентов в активную самообразовательную деятельность сказывается на качестве результатов педагогического процесса.

Перевоспитание предполагает такое взаимодействие воспитателя и воспитанника, которое ведет к преодолению нежелательных качеств личности. Но негативные качества личности нельзя удалить «как сорняки в огороде», их можно только вытеснить (заменить) соответствующими положительными качествами. Таким образом, перевоспитание – это то же воспитание, только идущее в осложненных условиях, поскольку требуется преодолевать негативные установки и привычки воспитуемого. В процессе воспитания человек приобретает новые отношения, поднимается с одного уровня отношения на другой, то есть наблюдаются качественные и количественные изменения личности – происходит развитие.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)