Соотношение между субъектом и объектом в педагогическом процессе в исправительном учреждении

Осужденные являются объектами исправления, так как они являются субъектами опасного для общества сознания и поведения. Следовательно, пенитенциарная педагогика по отношению к осужденным решает задачу качественного изменения содержания и формирования их личности.

Интересно
Осужденный, сознательно вступивший на путь исправления, становится субъектом и как отдельная личность, и как член коллектива, являющимися в условиях исправительного учреждения не только объектами, но и субъектами исправительного процесса.

Как мы уже отмечали выше, осужденные занимают в процессе исправления определенную избирательную социальную позицию к наказанию, исправительному учреждению, его администрации и сотрудникам, к целям воспитания, исправления и обучения, средствам и методам исправления, воспитательной работе, трудовой деятельности, совершенному преступлению, самовоспитанию.

Следовательно, в педагогическом процессе объект находится в социально активном состоянии. Будучи включенным в педагогический процесс в качестве объекта воспитания, осужденный вступает в личностные взаимоотношения с субъектом педагогической деятельности – его администрацией.

Педагогическому процессу свойственны различные виды взаимодействия и общения между ними, регулирование взаимоотношений: организационных, правовых, педагогических, производственных, бытовых и др. Осужденный, подвергаясь педагогическим влияниям воспитателей, реагирует на них не механически, воспитательные воздействия преломляются через сознание личности осужденного, микрогруппы и коллектив, в которые он входит.

Осужденный, воспринимая педагогические воздействия, осознает их социальное содержание, оценивает с позиции ранее сформировавшегося мировоззрения, убеждений, установок, ценностных ориентаций, интересов, потребностей, привычек, полностью или частично внутренне принимает или отрицает их. Более того, некоторые преступники, чаще всего рецидивисты, стремятся сами подчинить себе часть осужденных.

В связи с этим педагогический процесс в исправительном учреждении особенно сложен, труден, противоречив, динамичен. Диалектичность педагогического процесса проявляется в том, что его субъект и объект в какой-то мере могут меняться местами. В ходе педагогического процесса между воспитателями и воспитуемыми складываются определенные социально-педагогические и правовые отношения и взаимоотношения.

В этих отношениях сотрудники исправительного учреждения, будучи субъектами педагогического процесса, организуя и направляя его в соответствии с целями воспитания, сами попадают в положение объекта деятельности воспитуемых (осужденных), которые стремятся на них повлиять, чтобы изменить их поведение, при этом чаще всего не в лучшую сторону. Все это требует от педагогического коллектива исправительного учреждения особо ответственного изучения осужденных как объекта и субъекта педагогического процесса.

Успех воспитательной работы предполагает не только глубокое знание личности осужденного, но и целого ряда социально-психологических факторов, оказывающих влияние на его поведение.

Является общепринятым положение о том, что социальная среда, ближайшее окружение оказывают решающее воздействие на формирование личности, усвоение ею нравственных норм. В исправительном учреждении, в условиях изоляции от общества, влияние среды на личность происходит более интенсивно, чем на свободе.

Микросреда осужденных состоит из официальных и неофициальных групп. Официальная группа предполагает определенную структуру, наличие устава или определенного регламента ее организации, в котором закрепляются статусы, права и обязанности членов группы как внутри, так и вне ее.

Официальными группами являются отряды, производственные бригады, ученические группы и т. д. Неофициальные группы могут быть частично структурированы, но взаимодействие людей здесь строится на более близких связях и личных взаимоотношениях, которые строятся на непосредственных постоянных контактах.

Межличностные отношения в группах такого типа определяются неписаными нормами и правилами поведения, личными качествами их участников. Неофициальными являются контактные малые группы и группы общения. Неофициальные группы могут существовать внутри официальной группы.

Наконец, самостоятельным элементом ближайшего социального окружения осужденных является коллектив воспитателей, с которым они постоянно общаются, и который оказывает на них постоянное и целенаправленное воспитательное воздействие. В соответствии с логикой параллельного педагогического действия, разработанной А. С. Макаренко, воспитатель имеет дело не с личностью, а с первичным коллективом.

Личность как объект воспитания является членом коллектива воспитуемых, проявляя себя как субъект коллективной деятельности, ответственности за жизнь и дела коллектива.
Сам коллектив, являясь объектом воспитания, в процессе своего развития становится субъектом педагогического процесса, превращаясь из коллектива-объекта в коллектив-воспитатель, то есть в субъект педагогического процесса, оставаясь в то же время и его объектом.

Следовательно, педагогика рассматривает коллектив воспитуемых в единстве его объектных и субъектных свойств, имея целью развить его социально ценные субъектные свойства и свести к минимуму отрицательные – субъектно-объектные. Это относится и к личности воспитуемого.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)