Роль правового воспитания в формировании правопослушного поведения осужденного

Рассматривая вопрос о роли и месте правового воспитания в условиях исправительного учреждения, следует отметить, что оно должно быть неотъемлемой частью исправительного процесса, осуществляемого с осужденными, и проводиться в тесном взаимодействии и неразрывном единстве с другими направлениями воспитания (нравственным, трудовым, физическим, эстетическим, экологическим, религиозным и др.).

Правовое воспитание осужденных направлено на решение задач по разъяснению правил выполнения режимных требований; проведению работы по склонению осужденных к явке с повинной, досрочному возмещению ущерба, причиненного совершенным преступлением; организации и проведению занятий по основам правовых знаний, изучению прав и обязанностей осужденных как в период отбывания наказания, так и после освобождения.

Находясь в местах лишения свободы, осужденные продолжают оставаться субъектами гражданского права и могут осуществлять свои имущественные и личные неимущественные права. Наряду с этим в процессе правового воспитания необходимо донести до сознания каждого воспитуемого степень его вины перед обществом, пострадавшим, справедливость его наказания.

Интересно
Главным в правовом воспитании осужденных является формирование правопослушного поведения не вследствие контроля и надзора, осуществляемого в исправительном учреждении, а осознанно. Важно в правовом воспитании осужденных уделять внимание не только уголовно-исполнительному, но и гражданскому, уголовному, административному, трудовому, семейному праву.

Индивидуальное правосознание осужденного, его представление о праве, своих обязанностях и правах, правомерности или неправомерности своих действий и поступков зависит прежде всего от индивидуальных особенностей личности человека: возраста, образования, жизненного опыта, интересов, характера, воли, срока наказания, его отбытой части, времени нахождения в исправительном учреждении и т. д.

В целях организации педагогически целесообразной воспитательной работы по формированию правовой грамотности осужденных необходимо знать структуру правосознания, которая подразделяется на: усвоение правовых понятий и формирование правопослушного поведения.

На начальном этапе правового воспитания осужденных необходимо особое внимание уделять наглядной агитации. Для усиления ее воспитательного эффекта она должна периодически обновляться. С воспитательной целью на территории учреждения, в жилых и учебных помещениях, а также в производственной зоне следует вывешивать транспаранты и плакаты с выдержками из Конституции РФ, из уголовного и уголовно-исполнительного законодательства и т. п. Полезно оборудовать уголки правовых знаний, где будут находиться справочные материалы, брошюры, подшивки газетных и журнальных статей по правовым вопросам.

На стендах и витринах рекомендуется излагать основные права и обязанности законопослушных граждан и осужденных. На видных местах следует вывешивать выдержки из Правил внутреннего распорядка и других нормативно-правовых актов.

Представляется возможным использование электронной техники для создания специальных юридических справочников, с помощью которых осужденные могут оперативно получить правовую информацию по различным интересующим их вопросам.

Интересно
Особое место в правовом воспитании занимает метод разъяснения. Он обеспечивает рациональное восприятие осужденными правовых предписаний и сознательное подчинение им своего поведения. В ходе разъяснения раскрывается смысл и значение гражданского долга, прав и свобод граждан, гуманный характер российских законов, единство прав и обязанностей и др.

Одна из задач разъяснения законодательства состоит в том, чтобы не только дать необходимые сведения правового характера, но и выработать у осужденных убеждения в необходимости и справедливости законов. Нужно, чтобы они понимали, какой вред приносят любые попытки отступления от закона, нарушения прав личности, ущемление достоинства гражданина.

Большое значение при этом имеет разъяснение того, что государство охраняет от преступных посягательств государственный строй, собственность, личность, права граждан и правопорядок. Необходимо разъяснять, какие деяния являются преступными и подлежат уголовному наказанию, как это наказание исполняется, и что наказание за преступление неотвратимо и справедливо.

Ведущей формой по разъяснению законодательства являются специальные занятия (как групповые, так и индивидуальные) с осужденными. Их тематика направлена на решение задач нравственного и правового воспитания. Такие занятия целесообразно проводить сотрудникам различных отделов исправительного учреждения: специального, производственного, оперативного, отдела безопасности, медицинского, воспитательной работы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)