Трудовое воспитание как основа ресоциализации осужденных

В соответствии с ч. 1 ст. 110 УК РФ, одной из составляющих основного средства исправления – воспитательной работы – является трудовое воспитание осужденных. Необходимым условием трудового воспитания осужденных является обеспечение их трудовой занятости. При этом отождествлять эти два понятия не следует.

Трудовое воспитание призвано сформировать у осужденных осознание необходимости трудиться, научить их уважать труд, привить заинтересованность в трудовой деятельности и заложить надежную основу для обеспечения возможности трудоустройства после освобождения.

В целом организация трудового воспитания в отношении осужденных должна обеспечивать:

  • формирование психологической готовности к трудовой деятельности и убеждения в необходимости трудиться;
  • развитие стремления освоить трудовую специальность или повысить квалификацию по имеющейся специальности;
  • выработку установки на самосовершенствование и повышение уровня профессионального образования;
  • укрепление самодисциплины и формирование трудолюбия;
  • воспитание бережного отношения к результатам труда, государственной и иным формам собственности.

Трудовое воспитание должно охватывать весь период пребывания осужденного в исправительном учреждении – от момента прибытия до освобождения. Для каждого этапа должна быть продумана целенаправленная, логически взаимообусловленная система действий, учитывающая как специфику текущего момента, так и особенности различных категорий осужденных.

В связи с этим предлагается следующий алгоритм трудовой адаптации осужденных в начальный период отбывания наказания:

  1. Работа по трудовому воспитанию начинается с этапа профотбора. Из числа вновь прибывших прежде всего выявляются осужденные, способные и желающие работать на имеющихся в учреждении объектах труда. Среди них предпочтение отдается тем, кто уже имеет соответствующую специальность или квалификацию, а при прочих равных условиях – осужденным, в отношении которых должно выполняться решение суда о взыскании исков.
  2. Из числа осужденных, не распределенных по рабочим местам, выделяется группа лиц, которые хотели бы трудиться на объектах исправительного учреждения, но не имеют навыков работы по данным специальностям. Таких осужденных целесообразно зачислить в группу резерва и начинать с ними работу по профессиональной подготовке непосредственно на предприятиях колоний или в учебных производственных мастерских.
  3. При наличии возможности трудоиспользования осужденных не только на объектах исправительного учреждения, но и на государственных предприятиях (или предприятиях иных форм собственности), с которыми заключены трудовые соглашения, отбираются осужденные, способные там работать (при наличии вакансий и отсутствии режимных противопоказаний).
  4. В отношении осужденных, не распределенных по рабочим местам, не включенных в группы профподготовки и не занятых иной трудовой деятельностью, организуется работа по их профориентации. Прежде всего их надо ознакомить с перечнем профессий, которые они могли бы начать осваивать на производственных объектах и в профессиональном училище исправительного учреждения. Основное (полное) общее образование, начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляются на базе вечерней образовательной школы, профессионально-технического училища, учебных производственных мастерских, центра трудовой адаптации и предприятия исправительного учреждения.
  5. В отношении осужденных, не трудоустроенных и не охваченных процессом профессиональной подготовки и обучения, работа по их трудовому воспитанию должна проводиться с привлечением сил общественности.
  6. Особое внимание следует уделять осужденным, которые на момент ареста нигде не работали и не учились. Как правило, они не желают трудиться и во время отбывания наказания.

Организация в отношении их трудового воспитания требует помощи со стороны психологов и социальных работников, а также разработки специальных обучающих программ. Целесообразно наиболее активно привлекать таких осужденных к выполнению работ по благоустройству учреждения и прилегающих к нему территорий в соответствии с установленными нормами.

На последующих этапах отбывания наказания трудовое воспитание следует рассматривать в качестве одного из направлений процесса социализации личности, подготовки к жизни после освобождения. Осужденных необходимо ориентировать на то, чтобы в перспективе, после освобождения, они занимались полезным обществу делом, соответствующим индивидуальным способностям и личностным особенностям.

Это направление воспитательной работы тесно связано с нравственным воспитанием. Педагогически правильно организованное и интересно поставленное трудовое воспитание и обучение вызывает у воспитанников нравственные и эстетические переживания, развивает культуру труда.

Нельзя забывать о том, что правильная организация трудового воспитания осужденных имеет огромное значение для их последующей успешной социальной адаптации к жизни после освобождения. Известно, что становление личности происходит в процессе трудовой деятельности человека, которая во многом определяет успешность его социализации, то есть вхождения в систему общественных отношений.

Поэтому на тот период, когда осужденный к лишению свободы оказывается оторванным от социума, именно на исправительное учреждение возлагаются обязанности, связанные либо с сохранением и поддержанием имеющегося у осужденного профессионального уровня и квалификации, либо с формированием у осужденных устойчивых трудовых навыков и их профессиональным обучением.

Все это входит в задачи трудового воспитания осужденных, исходным направлением которого является обеспечение их трудовой занятости во время отбывания наказания.

Конечный же результат видится в исправлении осужденных, то есть превращении их в законопослушных, полезных обществу граждан, способных после освобождения активно включиться в трудовую деятельность и эффективно выполнять социальную роль труженика.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)