Педагогический потенциал нравственного воспитания осужденных

Нравственность – совокупность положительных качеств человека, основанных на идеалах добра, справедливости, долга, чести и др. Эти качества формируются и совершенствуются в процессе нравственного воспитания, то есть систематического воздействия на развитие человека в целях становления такой личности, для которой нравственные нормы и принципы в повседневной жизни и деятельности являлись бы основополагающими.

УИК РФ в числе основных направлений воспитания нравственное, правовое, трудовое, физическое и др. нравственное воспитание ставит на первое место. Это объясняется тем, что нравственность – базовая составляющая личности.

Она влияет на все стороны жизни и проявляется практически во всем: взаимоотношениях, работе, учебе, общении и т. п. Кроме того, нравственное воспитание – основа процесса исправления как формирования уважительного отношения осужденного к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития.

Условно можно выделить следующие основные этапы нравственного воспитания:

  • нравственное обучение (то есть передача осужденному и усвоение им определенной суммы знаний об общечеловеческих духовно-нравственных ценностях, должном поведении, нравственных нормах и т. п.);
  • развитие нравственных чувств (чувства долга, чувства ответственности, чувства собственного достоинства и т. п.);
  • формирование навыков нравственного поведения (использование знаний в повседневной жизни).

На первом этапе эффективность нравственного воспитания целиком зависит от полноты и глубины понимания осужденным понятий, используемых в работе (прежде всего таких, как достоинство, ответственность, порядочность, уважение, честность, искренность, дружелюбие, настойчивость, терпение, толерантность и т. п.).

Понимание добродетелей и нравственных норм позволяет осужденному пересмотреть собственные нравственные ориентиры, начать мыслить, а потом и действовать в системе общечеловеческих нравственных ценностей.

Интересно
Важную роль в этом процессе играют нравственные чувства. Проявляя их, человек начинает ощущать свою связь с окружающим миром. Они тесно связаны с эмоциями и помогают осужденному пережить и принять нравственные требования, перевести знания из внешней силы во внутренний стимул поведения.

Для формирования нравственных чувств используются примеры этических ситуаций, взятые из произведений искусства, которые не оставляют воспитанников равнодушными, вызывают эмоциональный отклик, желание следовать примеру. Однако ощутить, что нравственный способ поведения вполне приемлем и комфортен, осужденный может, только совершив соответствующее действие в реальности (например, оказав помощь или проявив сдержанность).

Условиями, способствующими нравственному исправлению осужденного, являются:

  • заинтересованность и активность самого воспитуемого, его готовность к сотрудничеству в сфере позитивного изменения нравственных ориентиров;
  • настойчивость осужденного в самовоспитании и самообразовании, а также осознание того, что он сам является причиной происходящего в его жизни;
  • дружественность общения;
  • внимание к положительным качествам и поступкам воспитанника;
  • поощрение его в социально направленном поведении.

Показателями нравственного изменения личности являются поступки, поведение в целом (проявление стойкости к антиобщественным влияниям среды, добросовестный труд, аккуратное выполнение поручений, умение доводить начатое до конца, стремление повысить свой образовательный уровень, формирование человечных взаимоотношений с сотрудниками и осужденными, улучшение эмоционального состояния, здоровья воспитанника, состояния принадлежащих ему вещей и т. п.).

Интересно
На практике нравственное воспитание осужденных осуществляется во время воспитательных мероприятий (как массовых и групповых, так и индивидуальных), обучения, самовоспитания и самообучения.

В настоящее время в ИУ проводятся следующие массовые и групповые мероприятия: общие собрания, лекции, диспуты, вечера вопросов и ответов, литературные вечера, читательские конференции, викторины, просмотр фильмов и телепередач, прослушивание радиолекций, постановки спектаклей нравственного содержания и т. п. Индивидуальная же работа сводится в основном к беседам.

Для повышения результативности нравственного воспитания представляется целесообразным:

  • при осуществлении воспитательных мероприятий проводить прояснение слов и нравственных понятий;
  • обеспечивать нравственное обучение осужденных максимальным количеством наглядных материалов (стендов, газет, рисунков, схем и т. п.);
  • обсуждать нравственные темы, приводя как можно больше примеров жизненных ситуаций, подобных изучаемым;
  • во время групповой и (или) индивидуальной работы еще раз возвращаться к предыдущей теме и у каждого осужденного проверять правильность понимания материалов.

Подспорьем здесь могут оказаться небольшие доступные письменные тексты с практическими заданиями, которые можно раздать воспитанникам заранее с просьбой самостоятельно их изучить и провести требуемые тренировки. Затем воспитатель сможет за несколько минут провести проверку понимания и при необходимости скорректировать процесс.

Кроме того, подобный набор несложных текстов может помочь вновь прибывшему осужденному познакомиться с понятиями и темами, которые уже были освоены основной массой осужденных, а воспитателю подобрать темы, необходимые для исправления каждого конкретного воспитанника либо для коррекции понимания темы, знания из которой осужденный не принимает либо не применяет; в начале индивидуальной работы сформулировать с осужденным цель его жизни и составить программу достижения цели с точным указанием конкретных действий и сроков; в групповой и индивидуальной работе для каждой темы (каждого мероприятия) предусмотреть перечень социально направленных практических заданий.

Однако вышеперечисленные меры не дадут должного эффекта без основной составляющей – компетентного субъекта воспитания. В свое время А. С. Макаренко писал о нравственном воспитании: «Ваше собственное поведение – решающая вещь», «Лучше вообще не иметь воспитателя, чем иметь воспитателя, который сам не воспитан». Слова об ответственности, долге, чести человека, который сам совершает нарушения, не имеют никакого воспитательного воздействия, а напротив, способствуют выработке у воспитанников двойного стандарта поведения.

Интересно
Таким образом, в процессе исправления осужденных традиционно центральное место отводится нравственному воспитанию. Оно является частью единого педагогического процесса, в котором параллельно осуществляется развитие понятийного мышления осужденных в области этики и тренировки законопослушного поведения.

В большей мере нравственное воспитание является коррекцией и переориентацией духовно-нравственных ценностей осужденных, что помогает позитивно изменить поведение воспитуемых и дать им реальную возможность в дальнейшем жить без преступлений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)