Связь пенитенциарной педагогики с другими науками

Пенитенциарная педагогика, изучая воспитание как общественное явление, затрагивает и другие науки об обществе. Философия как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления составляет тот научный фундамент, на котором развивается пенитенциарная педагогика.

Вместе с тем у пенитенциарной педагогики и философии имеется ряд общих проблем: цели воспитания и формирования человека, взаимосвязь между воспитанием и другими общественными явлениями; проблемы формирования мировоззрения; отношения коллектива, групп и личности и др.

Пенитенциарная педагогика связана с социологией. Социология, исследуя влияние социальной среды на человека и отношения между людьми, изучает особенности развития экономики, культуры, их влияние на формирование личности, помогает раскрыть условия и причины преступности.

Этика, занимающаяся разработкой нравственности, непосредственно связана с вопросами нравственного воспитания, призвана формировать ответы на вопросы о добре и зле, о правильном поведении осужденного, о правильной и достойной жизни.

Эстетика, изучающая общие закономерности развития эстетических отношений к действительности и искусству и формирования эстетических идеалов, служит научной основой эстетического воспитания. Эти основы разрабатывает пенитенциарная педагогика, оказывая влияние на культуру поведения и общение осужденных.

Очень тесная связь имеется у пенитенциарной педагогики с правом, которое, являясь регулятором общественных правоотношений, регламентирует всю деятельность исправительного учреждения. Степень регламентации деятельности и процесса воспитания зависит от вида наказания и органа, его исполняющего. Правовой характер требований способствует выработке привычки исполнять законы дисциплинированно и ответственно.

Наиболее тесная и непосредственная связь имеется у пенитенциарной педагогики с физиологией и психологией. Физиология рассматривается как естественнонаучная база пенитенциарной педагогики, опирается на данные физиологии о развитии высшей нервной деятельности и типологические особенности нервной системы, первой и второй сигнальной систем, о развитии и функционировании органов чувств, опорно-двигательного аппарата и т. д.

Знание физиологических основ помогает воспитателю яснее представить себе некоторые механизмы исправления личности осужденного и более успешно решать многие вопросы повышения эффективности воспитательного процесса в колонии.

Психология как наука о фактах, закономерностях и механизмах психики, определяющей восприятие человеком действительности и регулирующей его поведение, исследует разнообразные психические процессы, состояния и качества (мышление, память, воображение, чувства, воля и т. д.), формирующиеся в процессе развития человека, его воспитания. Она вооружает пенитенциарную педагогику знаниями многих уже познанных наукой условий и механизмов протекания внутренних процессов исправления личности.

Таким образом, пенитенциарная педагогика связана с рядом других наук. Эта связь осуществляется в самых разнообразных формах, начиная от совместного исследования общих проблем или использования данных, фактов из других наук, ряда терминов, положений и заканчивая применением методов этих наук в исследовании педагогических процессов в пенитенциарной сфере.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)