Воспитательное воздействие на несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях

Целью проводимой воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в воспитательной колонии, должна стать социализация личности подростка. Факт осуждения и направления несовершеннолетнего в исправительное учреждение значительно осложняет процесс социализации личности, но не прерывает его.

Основными направлениями воспитательной работы с осужденными в ВК, согласно требованиям уголовно-исполнительного законодательства, являются: нравственное, трудовое, правовое и физическое, хотя работа может проводиться и по другим направлениям с учетом сложившихся традиций и возможностей учреждения.

В процессе нравственного воспитания формируется жизненная позиция, причем следует отметить, что именно отсутствие нравственных основ привело в свое время большинство несовершеннолетних к совершению преступления. Под нравственным воспитанием понимается процесс, направленный на формирование качеств личности, соответствующих нормам поведения человека в обществе, выражающихся в отношении к закону, труду, окружающим, самому себе, своим поступкам.

Работа по нравственному воспитанию осуществляется с помощью разнообразных форм и приемов, к которой относятся: проведение бесед, лекций, диспутов, собраний осужденных, тематических вечеров, читательских конференций, психологических тренингов и т. д. Правовое воспитание в условиях ВК рассматривается как одно из основных направлений работы с осужденными. Оно предусматривает ознакомление осужденных с основами права.

Основными задачами правового воспитания являются:

  • формирование понимания осужденными сущности и цели законов государства, их принципов (гуманности, неотвратимости наказания и др.);
  • формирование осознания ими справедливости наказания за совершенное преступление;
  • изучение прав и обязанностей осужденных, осознание необходимости соблюдения режимных требований;
  • воспитание привычки правопослушного поведения, сознания ответственности за свои поступки.

Правовое воспитание в условиях колонии проводится в форме специальных занятий, бесед, лекций, юридических консультаций, викторин, встреч с работниками суда, прокуратуры, адвокатуры, органов внутренних дел, а также оформления уголков правовых знаний в отряде (отделении) и тренингов.

Физическое воспитание осужденных в ВК имеет своей целью физическое развитие подростков и снятие психологической усталости от ограниченного пространства, малоподвижного образа жизни. Кроме того, оно направлено на формирование навыков выполнения санитарно-гигиенических требований.

Формами физического воспитания осужденных являются: утренняя зарядка, разнообразные спортивные соревнования (олимпиады), праздники, смотры-конкурсы, занятия в спортивных секциях.

Эта система часто дополняется следующими видами деятельности:

  • ежедневным соблюдением осужденными санитарно-гигиенических требований;
  • беседами и вечерами, посвященными пропаганде здорового образа жизни;
  • участием осужденных в строительстве и оборудовании спортивных сооружений, изготовлении и ремонте спортивного инвентаря;
  • изготовлением осужденными средств наглядной агитации с целью пропаганды спорта, здорового образа жизни, достижений отдельных осужденных и команд;
  • организацией показательных выступлений по различным видам спорта, встреч со спортсменами и тренерами, ветеранами спорта, проведением спортивных викторин.

Особая роль в работе с этой категорией осужденных принадлежит педагогически правильно организованному трудовому воспитанию, которое формирует у осужденных определенные моральные качества. Трудовое воспитание представляет собой одно из направлений процесса подготовки осужденных к жизни после освобождения из ВК, достойному выполнению социальной роли работника. Осужденных ориентируют на то, чтобы в перспективе, после освобождения, они занимались полезным для общества делом, соответствующим их индивидуальным способностям и личностным особенностям.

В условиях колонии задачами трудового воспитания осужденных являются:

  • формирование у осужденных убежденности в необходимости труда;
  • приобретение каждым подростком профессии, формирование разнообразных трудовых навыков, воспитание привычки трудиться;
  • профессиональная ориентация на перспективу, определение профессии (специальности), соответствующей индивидуальным способностям и личностным особенностям осужденного, выбор путей, которые в дальнейшем могут помочь им в приобретении конкретной профессии (специальности).

В колонии, наряду с освоением осужденными традиционных профессий, с помощью попечительского совета при ВК и родительского комитета организуется обучение осужденных (на базе учреждений среднего профессионального образования, общеобразовательной школы) смежным профессиям, ориентированным на индивидуальную трудовую деятельность: резьбе по дереву, чеканке, изготовлению домашней обуви, вязанию на спицах и коклюшках, ремонту бытовой техники и прочее с реализацией собственной продукции. Это позволяет обеспечить соответствующее материальное стимулирование осужденных и способствует их трудоустройству после освобождения.

В организации трудового воспитания осужденных в ВК считается идеальными условиями, когда совпадают по крайней мере три элемента:

  • профессиональные интересы (желания осужденных);
  • их личностные характеристики (особенности, предъявляемые к личности в области той или иной профессии);
  • наконец, наличие возможностей в условиях колонии приобрести именно эту профессию (специальность).

К методам воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных принято относить: убеждение, приучение, поощрение, принуждение, пример, доверие. Все они реализуются с помощью разнообразных форм и приемов работы.

Перечисленные направления воспитательной работы, содержание, методы и формы ее проведения в разном объеме осуществляются с осужденными, отбывающими наказание в различных условиях. Наиболее полно – с осужденными, находящимися в обычных, облегченных и льготных условиях, и в уменьшенном объеме – с осужденными, находящимися в строгих условиях. Меняется и педагогическая тактика в работе с осужденными, отбывающими наказание в различных условиях (строгих и льготных).

В строгих условиях отбывают наказание осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, а также осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания. С этой категорией лиц проводится индивидуальная воспитательная работа, направленная в первую очередь на то, чтобы осужденный осознал справедливость своего наказания (пребывание в строгих условиях).

При проведении воспитательной работы с осужденными в строгих условиях сотрудниками колонии учитывается следующая тенденция: чем жестче изоляция, тем более устойчивы элементы асоциальной субкультуры («другой жизни»). В строгих условиях отбывания наказания могут иметь более яркие ее проявления, нежели в условиях обычных и льготных.

Поэтому принимаются все меры к тому, чтобы физическая изоляция не превращались в социальную. Кроме того, при воспитательной работе с этой категорией лиц учитывается то, что у осужденного должна быть перспектива перевода в обычные условия, чтобы он не смирился со своей характеристикой злостного нарушителя и не стал «вечным нарушителем».

Благотворное влияние на решение задачи подготовки осужденных к освобождению и постепенной адаптации к условиям новой среды оказывают ежегодные оплачиваемые отпуска, предоставляемые им с выездом к родителям, предоставление права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей, лиц их заменяющих, или других близких родственников, посещение зрелищных и спортивных мероприятий за пределами ВК, длительные свидания с родственниками, телефонные переговоры.

Однако к освобождению осужденные готовятся специально, направленно, за два–три месяца до этого. Подготовка к освобождению рассчитана прежде всего на решение организационных и психологических задач, которые сводятся к бытовому и трудовому устройству освобождаемых и их психологической подготовке к освобождению (адекватному восприятию возможных трудностей в жизни и выбору путей их преодоления). Перед освобождением многие осужденные испытывают чувства тревоги, страха, неуверенности. В процессе психологической подготовки делается все возможное для их снижения.

Реализация названных задач происходит, как правило, в рамках школы подготовки к освобождению. Помимо коллективных лекций, бесед и консультаций с осужденными проводится индивидуальная работа: одним необходимо содействие в налаживании отношений с родителями, другим – оказание помощи в противодействии негативному влиянию ближайшего окружения и т. д.

В льготных условиях отбывания наказания находятся осужденные, готовящиеся к условно-досрочному освобождению. В это время они проживают, как правило, в общежитии за пределами ВК, без охраны, но под надзором администрации. Полусвободный режим отбывания наказания позволяет разнообразить арсенал педагогических средств, форм и приемов работы с данной категорией лиц.

Осужденный, находясь в льготных условиях, приобретает навыки по самообслуживанию: учиться готовить еду, стирать и гладить белье, убирать помещение. Этому способствует данная законом возможность пользоваться наличными деньгами, позволяющая научиться рационально и экономно их расходовать. Важное значение имеет оборудование общежития, где проживают осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях.

Бытовые условия, созданные здесь, по возможности, приближены к домашним: в общежитии предусмотрено оборудование общей кухни с холодильником и газовой плитой, где осужденные самостоятельно готовят себе еду. Помимо этого, ежедневно каждый из них учится планировать расходы на следующий день, неделю и месяц.

Между тем далеко не для всех осужденных, поступивших для отбывания наказания в воспитательную колонию, лишение свободы заканчивается освобождением из воспитательной колонии. Значительная часть из них переводится для дальнейшего отбывания наказания в исправительные колонии, где отбывают наказание взрослые осужденные.

При подготовке к переводу в исправительную колонию решаются следующие задачи:

  • ознакомление осужденных с требованиями режима и условиями отбывания наказания в исправительной колонии, различиями между ВК и ИК;
  • ознакомление с условиями, необходимыми для досрочного освобождения из ИК;
    оказание помощи в выборе оптимальной модели поведения в ИК (во взаимоотношениях с администрацией, другими осужденными, на производстве, в быту и т. д.).

Среди всех форм воспитания осужденных, готовящихся к переводу в исправительную колонию, выделяется индивидуальная работа, но не игнорируются и групповые формы работы (чтение писем осужденных, переведенных из ВК в ИК, обсуждение их содержания). При этом оказывается полезным использование многотиражной печати, где публикуются разнообразные материалы о жизни исправительных учреждений области.

В воспитательных колониях организуются вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения, обеспечивающие реализацию права осужденных на основное общее образование, создающие условия для получения ими среднего (полного) общего образования и основу для последующего образования, самообразования, осознанного выбора и освоения профессии, формирования общей культуры личности обучающегося.

Для проведения коррекционно-развивающей работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении, в школе могут создаваться специальные (коррекционные) классы. Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в следственном изоляторе при ВК, создаются условия для получения общего среднего образования. Организация образовательного процесса в общеобразовательной школе регламентируется учебным планом и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми директором школы.

Все осужденные, поступающие в воспитательную колонию и не имеющие основного общего образования, подлежат обязательному обучению в общеобразовательной школе. Зачисление осужденных в общеобразовательную школу производится по мере поступления в воспитательную колонию на основании имеющихся в их личных делах документов об образовании и оформляется приказом начальника колонии.

В решении задач нравственного воспитания осужденных особая роль принадлежит церкви. Участие представителей религии в воспитании способствует созданию в колонии благоприятных условий для утверждения в сознании осужденных идеалов добра, снятия с них психоэмоционального напряжения, оздоровления морального климата.

Участие церкви в нравственном воспитании осужденных строится на основе принципа индивидуального подхода к личности. То есть привлечение осужденных к мероприятиям, проводимым священнослужителями, осуществляется строго с учетом желания и интереса подростков, исключительно на добровольной основе. При этом согласовывается с родителями участие несовершеннолетних в религиозных обрядах (например, крещении).

Работа церкви в колонии дополняет систему воспитания, осуществляемую в воспитательной колонии. Работа сотрудников колонии с верующими осужденными строится на принципах уважения к религиозным убеждениям. Однако это не означает, что для данных осужденных создаются в колонии какие-то особые, специфические условия. Каждый из них активно участвует в общих делах отряда и отделения, охвачен всеми формами воспитательной работы и неукоснительно выполнят требования, предъявляемые в колонии к осужденным.

Привлекая священнослужителей к работе с осужденными, администрация ВК предварительно знакомится с тем, какое религиозное течение они представляют, какие преследуют интересы, имеют ли официальный статус. В связи с этим важным звеном данной работы является взаимодействие сотрудников колонии с представителями местной власти, занимающимися в регионе вопросами религии. В настоящее время в каждой ВК действует комната для проведения религиозных обрядов и еженедельных встреч священнослужителей с осужденными.

Интересно
Важным организационным моментом в осуществлении воспитательной работы на заключительном этапе является использование потенциала институтов гражданского общества: разнообразных общественных организаций, религиозных объединений, то есть субъектов внешнего взаимодействия с исправительными учреждениями. К таким же субъектам относится: родительский комитет, попечительский совет, родственники осужденных.

Рекомендуется организовывать целенаправленные встречи и беседы осужденных с представителями местных органов власти, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. Содержание подобных встреч должно быт направлено в первую очередь на решение социальных проблем, которые могут возникнуть у осужденных после освобождения из исправительных учреждений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)