Характеристика основных направлений воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях

В ст. 109 УИК РФ воспитательная работа с осужденными к лишению свободы определяется как деятельность, направленная на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.

Основными направлениями воспитательной работы выступают нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.

Нравственное воспитание осужденных к лишению свободы предполагает ознакомление их с нравственными ценностями человеческого общества, формирование на этой основе жизненной позиции осужденного, утверждение в его сознании моральных принципов и норм, нравственных идеалов и убеждений.

Правовое воспитание осужденных к лишению свободы направлено на формирование у них правовой культуры и правосознания, уважения к закону, стремления к его точному и неуклонному соблюдению. Трудовое воспитание осужденных к лишению свободы представляет собой процесс формирования трудовых навыков и умений у осужденных, развития у них психологической готовности и потребности трудиться с пользой для общества.

Физическое воспитание осужденных направлено на выработку умений при помощи физической нагрузки поддерживать организм в хорошем состоянии во время отбывания наказания в виде лишения свободы и включает в себя проведение различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий.

К иным направлениям воспитательного воздействия относится патриотическое, эстетическое, половое воспитание и др. Патриотическое воспитание направлено на развитие у осужденного чувства любви к Родине, гордости и сопричастности к отечественной истории и культуре.

Эстетическое воспитание направлено на эмоциональное развитие осужденных, развитие способности воспринимать достижения человеческой культуры.

Половое воспитание направлено на формирование уважительного отношения к институту брака и семьи, правильного отношения к вопросам пола, а также на профилактику сексуальных извращений.

Кроме этого, в исправительном учреждении создаются условия для самообразования и самовоспитания осужденных – индивидуальной деятельности, в ходе которой он избавляется от отрицательных черт за счет развития положительных качеств и свойств личности, посредством изменения мировоззрения (насыщения его нравственными понятиями, категориями, идеями и т. д.), повышения уровня нравственности, формирования необходимых для успешной жизни на свободе социальных навыков и знаний.

При организации работы по самообразованию необходимо:

  • сформировать готовность осужденных к этому процессу;
  • повысить значимость для осужденных нравственного способа поведения;
  • выработать установку на самообразование и дальнейшее самосовершенствование;
  • укрепить самодисциплину, самоорганизацию и самоконтроль осужденных;
  • повысить осознанность и устойчивость просоциальной активности осужденных;
  • повысить уровень уверенности осужденного в способности быть автором позитивных последствий, что должно привести к повышению внутренней комфортности, чувства собственного достоинства и повысить позитивную самооценку осужденных.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)