Сокращение объемов печати: причины и их устранение

Во-первых, на положение печати влияет набор проблем розничного распространения. Из-за направленного регулирующего вмешательства муниципальных и региональных органов власти повсеместно наблюдается сокращение специализированных объектов по продаже прессы, прежде всего киосков: такие регулирующие действия власти продиктованы ошибочным отношением к печатной прессе лишь как к одному из товаров, существующих в огромном ассортименте всего товарного ряда на рынке.

Если в 2004 г. в России насчитывалось 42 тыс. таких торговых объектов, то в 2016 г. — всего 23,1 тыс. За 2017 г. количество киосков прессы в нашей стране сократилось ещё на 26%, а в целом за последние 10 лет — на 58%. В результате Россия значительно отстает от развитых стран мира по обеспеченности населения объектами печати: в Европе этот показатель составляет до 8 объектов на 10 тыс. жителей, в России — 2,5 объекта (см. приложения 2 и 3).

По данным Союза предприятий печатной индустрии (СППИ ГИПП), к январю 2019 г. более 16 тыс. магазинов из разряда неспециализированного ритейла в России торговали в числе прочего прессой, и число таких магазинов увеличивалось16. Однако рост количества неспециализированных магазинов с прессой отстает от темпов закрытия специализированных киосков.

Интересно
К 2020 г. пресса как товар присутствовала лишь в около 20% сетевых продуктовых магазинов. Кроме того, продажи прессы в ритейле традиционно сопряжены с дополнительным комплексом проблем — длительными сроками оплаты поставленного товара; отсутствием прозрачности продаж из-за сложностей физического возврата; ограниченностью торговых площадей, выделяемых под продажи прессы из-за ее низкой маржинальности, и др.

Воздействие этих проблем привело, среди прочего, к кардинальным изменениям в пространстве общественных некоммерческих организаций, отстаивающих интересы производителей и распространителей печатной прессы. Так, в декабре 2017 г. большая группа издателей печатных СМИ федерального уровня, в том числе издательские дома «Комсомольская правда», «Коммерсантъ» и другие, обратились в Ассоциацию распространителей печатной продукции (АРПП) и Союз издателей «ГИПП» с претензиями, касавшимися серьезных сумм задолженностей компаний «Медиа Дистрибушен» и «Пресс-логистик» по расчетам за распространение газет и журналов в торговых сетях.

В свою очередь, накопление долгов было напрямую связано с тем, что по условиям договоров с торговыми сетями расчеты за реализацию печатных изданий с их издателями производились по истечении 120 дней (как за нескоропортящуюся продукцию). Компромисса по урегулированию задолженностей достичь не удалось, в результате чего АРПП прекратила свое существование, и в конце февраля 2018 г. ее бывшие члены приняли решение о вхождении в Союз издателей «ГИПП».

В задачу новой организации, получившей название Союз предприятий печатной индустрии (ГИПП) и объединившей в своем составе как издателей, так с этого момента и распространителей печатных СМИ, а также полиграфические предприятия и поставщиков бумаги, входит отстаивание интересов печатных СМИ в условиях нарастающей конкуренции с интернет-изданиями и другими видами СМИ.

Однако появление новой организации пока не оказало положительного эффекта в части ускорения расчетов торговых сетей за реализацию печатной продукции и повышения лояльности к прессе в целом — тем более, что именно киоски прессы остаются основным форматом распространения периодической печатной продукции.

Кроме того, именно киоски способны в рамках своего торгового формата предоставить максимально широкий выбор изданий, находящихся в шаговой доступности для большинства россиян (до 1000–1500 наименований газет и журналов) — в сравнении с тем, что в сетях ритейла в ассортимент включается не более 500 наименований, а в форматах «магазин у дома» и «дискаунтер» ассортимент составляет всего около 100–120 позиций, подчас и еще менее.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)