Конвергенция в СМИ

Что такое, собственно, конвергенция? Помимо общего определения, заключающегося в формуле «слияние разного в одном», для профессионалов медиа этот термин изначально ассоциировался с целым спектром различных способов и методов воспроизводства и передачи информации и вызывал серьезные трудности в понимании.

В 2009 г. был проведен экспертный опрос, в котором приняли участие 20 человек — преимущественно редакторы интернет-версий деловых, массовых, общественно-политических и специализированных газет из 17-ти российских издательских домов, а также из агентства РИА «Новости». При проведении опроса использовался метод полуформализованного интервью, в свободной разговорной форме; вопросы имели общие формулировки, чтобы спровоцировать оригинальные ответы.

В итоге оказалось, что на вопрос «Что вы понимаете под процессом конвергенции СМИ?» в принципе не смогли ответить семь человек. Ответы остальных свелись к четырем основным подходам в понимании термина. Первый подход заключался в трактовке конвергенции как технологического процесса, взаимопроникновении технологий, производстве медийного продукта всеми доступными способами.

Интересно
Такой подход сформулировала, в частности, руководитель медийных проектов издательского дома «Алта-пресс» Оксана Силантьева, заявив, что конвергенция в ее понимании — это «технологический термин — одно событие может быть представлено разными технологическими способами». Второй подход состоял в понимании конвергенции как «сочетании различных типов и форматов представления информации на какой-либо медиаплатформе»;этот подход представил директор интернет-проекта газеты «Известия» Александр Алиев, заявив, что конвергенция — это «объединение различных форм предоставления информации на сайте».

Третий подход заключался в отношении к конвергенции как к распространению контента по максимально возможным каналам информации; этот подход, в свою очередь, сформулировал главный редактор kommersant.ru Павел Черников, заявив, что конвергенция — это «сближение и объединение самых разных каналов распространения информации».

И, наконец, четвертый подход состоял в понимании конвергенции как соединения двух продуктов — печатной и электронной версии газеты. Этот подход сформулировал главный редактор GZT.RU Павел Сухов, сообщив, что за весь период работы он «встретился с понятием “конвергенция” лишь однажды — речь шла о конвергентной, объединенной редакции, которая производит материалы и для сайта, и для газеты».

Основной же вывод опроса состоял в том, что практически все анализируемые издания в большей или меньшей степени воплощают основную идею конвергенции — совместное производство контента и распространение его на разных медиаплатформах.

При этом все четыре представленных выше варианта понимания термина, как это можно заметить, не только имеют много общего между собой, но практически сводятся к тому, что конвергенция СМИ — это процесс в современной медиаиндустрии, напрямую связанный с техническими достижениями в области передачи информации и основанный на принципе кроссмедийности — однократном производстве контента с последующим его тиражированием на разных медиаплатформах.

Кроме того, некоторые эксперты64 при рассмотрении конвергенции в СМИ, исходя из принципа «от общего к частному» (или «от большого к малому»), предлагают не лишенное оснований ее подразделение на составляющие: а) конвергенцию как бизнесстратегию медиахолдинга, направленную на оптимизацию расходов и занятости людей, увеличение эффективности за счет обмена контентом внутри редакции и разных медиаплатформ;

Конвергенцию как тактику, располагающую чертами бизнес-партнерства (между телевидением и издательствами, рубриками на радио  и специализированной прессой) и помогающую обмениваться инструментарием и осуществлять кросс-промоушн не связанных между собой СМИ;

Конвергенцию как «переупаковку», направленную на переработку (редактирование) медиапродукта под различные платформы; г) конвергенцию в сфере сбора и производства информации, формирующую новые типы универсальных журналистов; д) конвергенцию как новый вид подачи информации, основанную на развитии всех возможных технологий – видео, аудио, текста, инфографики, мобильных рубрик, слайд-шоу, комментариев, блогов и пр.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)