Российский и зарубежный опыт мультимедиатизации СМИ

Но что именно представляют из себя на практике мультимедиапроекты? Только ли механическое объединение в одном холдинге нескольких различных СМИ? В таком объединении могут одновременно и параллельно существовать, но никак не пересекаться в работе различные виды медиа: если разные виды СМИ оказываются под одной бизнес-крышей, это еще не означает, что процесс конвергенции запускается автоматически, и мультимедиатизация становится неотвратимой.

И даже СМИ одного вида, если ими неправильно управлять, совершенно не обязательно познаю́т радость мультимедийной работы: именно так, в виду неграмотного менеджмента, прекратил свое существование Издательский дом Родионова в России, некогда объединявший в себе ряд печатных изданий.

Но в России же были продемонстрированы и яркие образцы умелого использования преимуществ конвергенции и мультимедийности: таким образцом успешного объединения редакционных усилий стал издательский дом «КоммерсантЪ», в составе объединенной редакции которого осуществлялся одновременный выпуск ряда печатных СМИ, включая ежедневную газету, а также сетевого ресурса Gazeta.ru и, кроме того, обеспечивалась работа радиостанции «Коммерсант-FM».

Интересно
Разумеется, с началом эпохи цифровизации составляющие этого медиахолдинга также обрели свои электронные аналоги в Интернете, однако с самого начала они представляли собой не цифровые копии оригинальных СМИ, но становились продуктом расширенного использования единожды произведенного содержания – успешным примером применения принципа кросс-медийности.

«Секрет» успешной работы мультимедийного объединения СМИ, подобного издательскому дому «КоммерсантЪ», заключается, по мнению экспертов, «в том, что наиболее эффективный медийный проект предполагает единый интеграционный комплекс, нередко это медиахолдинг, в котором бумажная газета, обычно респектабельная и достаточно известная, выступает в роли объединяющей структуры, своеобразного “локомотива”.

В комплекс включаются мощные электронные средства — это не только сайты, но и относительно самостоятельные сетевые издания, которые дополняются своеобразным маркёром, а именно названием основного бренда, — обеспечивающие бумажной газете небывалую информационную и даже рекламную поддержку, расширяющие зону ее информационного влияния. Это, помимо всего прочего, обусловило усиление политического и социального влияния многих бумажных изданий».

В мире также существуют впечатляющие исторические примеры мультимедийных проектов, реализованных некогда с целью более масштабного воздействия на умы общественности, а затем успешно использовавших преимущества Интернета в эпоху цифровизации СМИ в своем дальнейшем развитии.

Так, в Норвегии газета VG, основанная партизанами-антифашистами еще в 1945 г., к 2010 г. превратилась в концерн VG Multimedia, выпускающий
сразу три продукта — ежедневную газету, телевизионный канал и новостной интернет-портал82. В целом с началом эпохи массовой цифровизации СМИ накопился богатый набор впечатляющих (как своими содержательными, так и финансовыми масштабами) примеров слияний и поглощений, сопровождающих процесс конвергенции в медиасекторе — от слияния Time Inc. и Warner Communications в 1989 г. на $ 14,1 млрд., слияния AOL и Time Warner в 2000 г. на $ 166 млрд. до того момента в 2006 г., когда Google купил Yotube за $ 1,65 млрд Подобные же значительные трансформации, по описанию проф. Б.Я. Мисонжникова, произошли и с качественной газетой The Financial Times, которая в течение нескольких последних десятилетий является бесспорным лидером мировой прессы.

Занимая на медиарынке довольно прочные позиции, The Financial Times обладает эффективно действующим сайтом (FT.com), на котором «зарегистрировано 4,5 миллиона пользователей и около 285 тысяч подписчиков на электронную версию газеты, а также 600 тысяч пользователей, подписанных на платную версию…

Именно интернет-портал The Financial Times и был фактически единственным — но, правда, весьма результативным — инструментом, обеспечивающим дополнительное влияние бумажной газеты».

На примерах кардинальных трансформаций, происходящих с виднейшими представителями традиционных видов СМИ мирового уровня, таких, как The Financial Times, становится очевидной оптимальная стратегия дальнейшего развития СМИ: даже если рано или поздно человечеству придется отказаться от большинства оригинальных, изначально печатных версий изданий, их текущая мультимедиатизация обеспечит их успешное существование в будущем в цифровом вид.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)