Российский опыт организации работы редакции в условиях конвергенции

Эксперты сходятся во мнении, что в ходе конвергенции в СМИ посредством оцифровки содержания, как правило, происходит: а) слияние продукции одного из традиционных видов СМИ с интернет-платформой, что позволяет распространять контент, используя как минимум две медиаплатформы;

Одновременное слияние продукции нескольких (печать, радио, телевидение) традиционных видов СМИ на базе интернет-платформы, что позволяет одновременно транслировать (публиковать) информацию в виде текста, графики, аудио- и видеоизображения; в) слияние посредством оцифровки содержания различных видов СМИ не только с интернет-, но и с WAP- и PDA-платформами65, что позволяет распространять контент, используя сразу четыре медиаплатформы.

Российский опыт конвергенции в СМИ показывает, что редакции изначально шли по пути создания интернет-отделов, количество сотрудников в которых варьировалось от трех до тридцати в полной зависимости от того, какое значение придавало Интернету в целом руководство тех или иных СМИ.

Интересно
И если, как в случае с «Учительской газетой» в 1995 г. при создании первого в России интернет-сайта одного из классических видов СМИ, считалось, что интернет-сайт должен быть лишь оцифрованной копией содержания оригинала, то для этого требовалось ограниченное количество сотрудников – для собственно оцифровки и переноса в Интернет уже готовой продукции.

Но если руководство СМИ отдавало себе отчет в том громадном значении, которое следует придавать оцифрованной «копии» оригинального медиа, то интернетпортал этого СМИ превращался с помощью переработки произведенной продукции под более широкие возможности Интернета в структуру, нарабатывавшую авторитет независимого, самостоятельного источника информации.

Немаловажным (если не главным) при таком неоднократном, на разных платформах, использовании однажды произведенной продукции традиционных СМИ (это и есть принцип кросс-медийности) становилась финансовая выгода, поскольку у объединенной службы рекламы появлялась возможность формировать пакетное предложение для рекламодателей – с возможностью трансляции (публикации) одного и того же рекламного модуля одновременно на разных медиаплатформах.

Тем не менее, российским медиа пришлось преодолевать серьезные препятствия и сложности на пути к освоению наиболее оптимальной структуры организации редакционной работы в условиях конвергенции. К 2010 г., на момент проведенного экспертом Е.А. Барановой опроса интернет-менеджеров СМИ66, в российских медиа наблюдались значительные разночтения в ходе реализации принципов конвергенции.

Так, например, в газете «Трибуна» в то время в интернет-отделе работали всего два сотрудника, а в издании «Газета» — тридцать. Интернет-служба издательского дома «АиФ», входившего в холдинг «Медиа 3», в момент опроса выпускала три сайта — www.aif.ru,www.extram.ru и www.trud.ru, и между изданиями, входившими в «Медиа 3», существовало соглашение по обмену контентом, соблюдавшееся, однако (по инсайдерской информации), далеко не во всех случаях.

Кроме того, во времена опроса Е.А. Барановой автор настоящего пособия, находясь в составе медиаменеджмента Издательского дома Родионова (ИДР) — заместителем главного редактора журнала «Профиль», затем главным редактором журнала «Крестьянка» — участвовал во внедрении интернет-технологий в работе этого медиахолдинга.

Интересно
Принципы конвергентной работы использовались тогда в ИДР чрезвычайно однобоко, в усеченном варианте: на журналистов и медиаменеджеров возлагалась обязанность заниматься подготовкой информационной и изобразительной продукции одновременно для издания, в котором сотрудник работал непосредственно, и для интернет-сайта ИДР.

Ошибка такого подхода заключалась, на наш взгляд, не столько в том, что исполнять двойные обязанности было необходимо за одну и ту же заработную плату, сколько в том, что руководство ИДР вовсе не имело в виду переработку единожды произведенных информационных и изобразительных продуктов – для того, чтобы публиковать их в дальнейшем одновременно в печатной и электронной версиях и использовать значительно более широкие, нежели только журнальная полоса, возможности Интернета, как того требует принцип кросс-медийности, а производство разных информационных и
изобразительных продуктов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)