Мультимедиа-СМИ: определения, терминология, процесс

Существуют различные определения мультимедийности, от таких простых, как «интеграция двух или более коммуникационных средств и каналов с компьютером»71, до «мощного комплекса цифровых технологий, аудиовизуальных ресурсов, позволяющих придать новый жизненный импульс медийному тексту, делающих его — конечно, при условии умелого применения мультимедийного потенциала — более ярким, адаптированным к восприятию реципиента»

Более конкретн е, на наш взгляд, представление о мультимедиатизации в СМИ могут дать следующие определения, сформулированные экспертом из Китая В. Ваном: «Во-первых, это представление пакета новостей на сайте с использованием двух или более медийных форматов, таких, как устное и печатное слово, музыка, видео и фото, графическая анимация, а также интерактивные и гипертекстовые элементы.

Во-вторых, под мультимедиа понимается интегрированная презентация пакета новостей посредством различных средств, таких, как сайт, пользовательская группа Usenet, электронная почта, SMS, MMS, радио, телевидение, телетекст, печатные газеты и журналы. Иными словами, горизонтальная интеграция средств подачи новостей».

С развитием мультимедиатизации кардинально меняется и терминологический инструментарий: в работе сотрудников мультимедийной редакции появляются понятия «инфоатома» и «инфомолекулы»74, отражающие способность редакции собирать материал из разных частей – первично производимого и оперативно публикуемого краткого текста, фотографии, видео- и аудиоподкаста (инфоатомы), а затем из более масштабного текстового варианта с включением инфографики, слайд-шоу, фотоленты, полного видео- и аудиосюжета (инфомолекулы).

На практике создание информационного продукта в современных условиях, как отмечают эксперты, преобразовано «в конвейерный процесс поэтапной сборки «инфомолекул»:

  1. короткой новости о каком-то событии (размещается в новостной ленте сразу, пишется буквально на ходу);
  2. разработка темы (новость обрастает подробностями, корреспондент выехал на место, пообщался с людьми, сделал фотографии);
  3. создаются аудио- и видеоматериалы, затем инфографика (записи очевидцев, отдельные комментарии специалистов, оформление больших данных);
  4. специалист выходит в прямой эфир на радио, описывает развитие ситуации, также делает видеозапись для зрителей;
  5. журналист отслеживает комментарии пользователей и делает их обзор, отвечает на некоторые, следит за динамикой пользовательского интереса к данной теме и т. д.

Причем этапы не обязательно должны иметь такую последовательность, они могут меняться местами, некоторые могут отсутствовать. Весь необходимый арсенал приемов ориентирован на раскрытие новости теми средствами, которые наиболее эффективны для каждого конкретного случая»

Интересно
Превращение традиционных СМИ в мультимедийные на базе Интернета существенно изменило традиционные редакционные процессы, но произошло отнюдь не в одночасье. Если на начальном этапе интернет-редакция представляла собой обособленный внутри СМИ отдел, который занимался «переупаковкой» (точнее — простым размещением) традиционного контента в онлайновый контент, то с мультимедиатизацией содержания потребовалось глубокое проникновение принципов создания мультимедиа в сам редакционный процесс.

Стало недостаточным просто сделать на радио репортаж, а затем отдать его в интернет-отдел для размещения. Потребовалось понять, что именно, помимо этого репортажа, его автор считает важным разместить в Интернете с учетом специфики интернет-аудитории, и подготовить такие материалы. А это в свою очередь потребовало от журналистов новых обязанностей и новых компетенций.

Так постепенно появляются мультимедийные или, как их называют, конвергентные редакции — редакции, в которых содержание по видам СМИ распределяется централизованно, и в которых отдельные редакции конкретных видов СМИ не столь автономны, как в обычных холдинговых структурах. 
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)